Одним из самых массовых заблуждений является представление о том, что руководители Первого и Второго ополчения боролись за освобождение крестьян. Действительно, П. Ляпуновым был выдвинут лозунг: «А которые боярские люди и крепостные старинные, и те б шли без всякого сумнения и боязни: всем им воля будет и жалованье будет, как и иным казакам». И на это обещание «воли» широко откликнулись народные массы, вливавшиеся в ряды ополченцев. Но на практике вышло иначе. Приговор «Совета всей земли» от 30 июня 1611 года взял за основу крепостную законодательную практику Василия Шуйского по Уложению от 9 марта 1607 года (см. часть IV), в котором запрет крестьянского выхода вновь становился общегосударственной нормой: «А которые дворяне и дети боярские в нынешнее смутное время и в разоренье вывозили у своей же братьи у дворян и у детей боярских крестьян и людей, и которые у них выбежав, живут по городам по посадам, и про то по их челобитью сыскивать, а по сыску крестьян и людей отдавать назад старым помещикам». В связи с этим восстанавливалась вся крепостническая документация, погибшая во время московского пожара 1611 г. Тем господам, у которых «вотчинныя жалованныя грамоты и людския и всякия крепости погорели, и тем давать новыя вотчинныя жалованныя грамоты и всякие крепости».
Практику полного прикрепления крестьян к земле продолжили и развили руководители Второго ополчения.
В послушных, ввозных, отдельных и других грамотах, выданных кн. Дмитрием Трубецким (формальным лидером Второго ополчения) и кн. Дмитрием Пожарским, содержатся требования послушания крестьян своим помещикам «во всем», выполнения ими барщинных и оброчных повинностей.
Осенью 1612 г. И. Ф. Пушкин получил свое арзамасское поместье деревню Болдино в вотчину. Однако болдинские крестьяне отказались ему повиноваться, о чем он и сообщил Д. Т. Трубецкому и Д. М. Пожарскому, прося «по совету всей земли велеть ему дати послушную грамоту».
К примеру, в грамоте, направленной от Д. Т. Трубецкого и Д. М. Пожарского арзамасскому воеводе И. М. Львову от 15 ноября 1612 г., предписывалось послать в деревню Болдино специальное должностное лицо, которое, опираясь на окрестных священников, старост, целовальников и лучших крестьян, привело бы «ослушников» в повиновение: «Тое Ивановы вотчины Пушкина, деревни Еболдино крестьяном велели слушати во всем Ивана Пушкина, пашню на него пахати и доход вотчинников платить, чем он их изоброчит».
Это должностное лицо должно было позаботиться и о наказании непокорных «А будет которые крестьяне не учнут Ивана Пушкина слушати, и вы б тех крестьян выбрав лутчих человек дву или трех, велели бити кнутьем, а, бив кнуть- ем, велели вкинути в тюрьму на неделю, а ис тюрьмы выдали их головою Ивану Пушкину, да тех крестьян велели подавати на крепкие поруки з заппсьми в том, что им Ивана Пушкина внеред слушати во всем». Это как раз то знаменитое Болдино, которое в 1718 году перешло во владение прадеду поэта, Александру Петровичу Пушкину, и где «наше всё» холерной осенью 1830 года завершил бессмертного «Евгения Онегина», написал «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне» и целый ряд стихов.
Уже при новой династии Романовых крепостной режим только усиливался, в частности, постоянно увеличивались сроки сыска беглых: в 1637 году до 9 лет, в 1644 году – до 10 лет. Окончательно отменило «урочные лета» Соборное уложение 1649 года. При этом устанавливалась и обязанность помещика-укрывателя заплатить за незаконное использование труда чужого крепостного. Основанием крепостной зависимости признавались писцовые книги, которые велись Поместным приказом. Глава 11 «Суд о крестьянех», в частности, устанавливала (п.2): «Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и(ы)ных в каких нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет».
За прием беглых устанавливалась санкция по 10 руб. в год за каждого крестьянина в пользу истца (п.10): А будет кто с сего государева уложенья учнет беглых крестьян, и бобылей, и их детей и братью и племянников приимать и за собою держать, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут, и им тех их беглых крестьян и бобылей, по суду и по сыску, и по переписным книгам отдавать з женами и з детьми, и со всеми их животы и с хлебом стоячим и с молоченным и з земляным без урочных же лет. А сколько они за кем с сего государева уложенья в бегах поживут, и на тех, за кем учнут жити, за государевы подати и за помещиковы доходы взяти за всякого крестьянина по десяти рублев за год, и отдавати исцом, чьи те крестьяне и бобыли.
По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей.
Это Уложение действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.
Уже в Петровскую эпоху была осуществлена податная реформа, для чего в 1718-1724 гг. власти провели перепись всего податного населения, причем все внесенные в списки должны были платить определенную подушную подать в год. Данная податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободными (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). И те, и другие навечно становились крепостными.
Результаты этой переписи зафиксировали точные данные о численности населения России в то время, а именно 15,5 млн. человек, из них 5,4 млн. были мужчины, с которых и взималась подать. Чтобы пресечь массовое бегство крестьян в результате повышения налогового бремени, Петр в 1724-м году издал указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так в России было положено начало паспортной системе.
Гайки закручивались на протяжении всего 18-го века. С 1747 года помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу. В 1760 году помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь, а через 5 лет – не только в Сибирь, но и на каторжные работы. При этом с 1767 года крестьянам было строго запрещено подавать челобитные на своих помещиков лично императрице или императору.
При этом на другом полюсе – дворянском – наступило резкое «потепление» в виде «Манифеста о вольности дворянской» от 18 февраля 1762 года. Петр III, идя навстречу чаяниям господствующего класса, освободил дворян от обязательной военной службы: «Упомянутому ж установлению, хотя оное в начале несколько и с принуждением сопряжено было, но весьма полезное, последовали все со времени Петра Великого владеющие российским престолом,… и всяк истинный сын отечества своего признать должен, что последовали от того неисчетные пользы, истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый разсудок, полезное знание и прилежность к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, в гражданских и политических делах поставило сведущих и годных людей к делу, одним словом заключить, благородные мысли вкоренили в сердцах истинных России патриотов безпредельную к ним верность и любовь, великое усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была».
Таким образом, дворянство из служилого сословия одним росчерком пера превратилось в привилегированное, а с точки зрения крестьянства – в паразитическое сословие. Именно этот манифест стал отправной точкой обеих русской революций начала XX века и последующей Гражданской войны, которая в латентном виде продолжается у нас и по сей день. В. О. Ключевский, предвидя это, заметил: «На следующий день после Манифеста о вольности дворянской должен был последовать указ о вольности крестьянства». «Следующий день» - 19 февраля действительно, принес освобождение крестьянам, только на 99 лет позже – Манифестом 1861 года. Эти 99 лет разожгли ту самую классовую ненависть, не утихавшую с Пугачевского бунта до Гражданской войны 1917 – 1922 гг. Манифест Александра II "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и последующие законодательные акты, избавляющие русских крестьян от крепостной зависимости, уже не могли потушить этот классовый огонь, тлевший, подобно торфу, в народной среде. И на нашу беду нашлись стойкие разжигатели – революционеры разных толков, объединенных поначалу священной по их представлению целью – свержение самодержавия. И никакой расцвет на крепостной основе дворянских усадеб, становившихся центрами распространения европейской и русской культуры, никакое развитие наук и литературы не смогли в итоге оправдать именно эти 99 лет, тем более предотвратить своим просвещением жуткие результаты новой Смуты.
© Дмитрий Дарин, 2021.