В этой статье о БОЛЬШИХ романах, которые вызывают БОЛЬШОЙ интерес. Которые ты будешь читать и каждую страницу будешь переворачивать с легким чувством страха, что книга закончится.
Кажется, "большие" романы сегодня и пользуются меньшей популярностью, чем прежде. Нас, с нашим "клипизирующимся" мышлением пугают книги, которые могут своим весом сломать запястье.
При всей моей любви к чтению, я не фанат книг, в которых количество страниц переваливает за 500. Зачастую их огромность не оправдана и выглядит как банальное нежелание автора заняться редактурой и вырезать все ненужное.
Есть ли "крупным" книгам место в современном мире? Для этих 3 книг ответ будет однозначным - ДА.
"Земля" Елизарова
В "Земле" много минусов - и я не буду их скрывать. Но это произведение цепляет вопреки всему.
О чем?
Аннотация на обложке дает специфичное представление о содержании книги. Кажется, что это почти 800 страниц о гробовщиках, копателях могил и других деятелях похоронного бизнеса.
Да, герои книги действительно непосредственно связаны с ритуальными услугами. Но по факту книга а) о любви б) о сложных отношениях внутри семьи в) о грязном бизнесе г) о философии смерти д) о сильных женщинах, переставляющих ноги безынициативным мужчинам е) о мистике, который пропитана обычная наша жизнь
Язык
Творчество Михаила Елизарова либо обожают, либо ненавидят. Ровного отношения к работам автора нет. В чем невозможно упрекнуть Елизарова - в языке. Он пишет чудесным, плавным, грамотным, почти классическим слогом.
В "Земле" проделана почти научная работа по лингвистике и философии. Елизаров показывает всю полноту нескольких пластов языка: профессиональную терминологию работников похоронной сферы, военный жаргон, матерные присказки. Он демонстрирует изобилие философских концепций - и порой из-за этого создается ощущение некой читательской ущербности.
Сюжет
Книга рассказывает о жизни парня, который как будто бы толком ничего из себя и не представляет. Только копать хорошо умеет. О том, какой у него был странный отец. О службе в армии. О том, как его брат начал несколько вытаскивать его "в люди". О том, как он влюбился.
Любовная линия проста. Читателя-обывателя (меня, например) ловят на крючок "запретной любви". Главный герой - простой, как ситцевые трусы, - влюбляется в несколько безумную, острую умом девушку своего брата.
Эта сюжетная линия и держит тебя, если ты вдруг хочешь соскочить с чтения.
Минусы
А соскочить иногда действительно хочется. Нельзя сказать, что в книге много событий. Много размышлений, много имен философов, которых хочется загуглить.
Книга написана так, что ты полностью погружаешься в этот мир и живешь в нем в реальном времени. И это большой профессионализм Елизарова. Но, честно, в какой-то момент хочется встать и уйти из компании шизнутой истерички (какой бы она ни была маняще-безумной, сексапильной итд), заторможенного главного героя и кучки канонично примитивных, неприятных мужиков.
Финал
Может многих расстроить. Он брошен (как и некоторые сюжетные линии в книге).
Конец книги - с завязкой на хэппи энд. С кучей НО. Финальная сцена вырвана из контекста и будто бы требует продолжения, второй части книги.
"Обитель" Прилепина
Произведение, которое лично мне понравилось АБСОЛЮТНО ВСЕМ. Которое я читала, растворяясь в каждой строчке и после которого планирую поездку на Соловки.
О чем?
Захар Прилепин рассказывает историю Артема Горяинова, сосланного на Соловки. Хотя, конечно, не только его историю. Прилепин воссоздает жизнь на Соловках так ярко и отчетливо, что тебя бьет озноб, у тебя подводит кишки от голода, ты постоянно начеку - будто бы ты среди героев, будто бы ты тоже пытаешься выжить на Соловках. Героев много - и все они, каждый по-своему, важны. Возможно, позже я напишу полноценную рецензию на "Обитель". Вкратце: "Обитель" - о выживании в нечеловеческих условиях.
Герои
В книге нет ни одного однозначно положительного персонажа (хотя можно поспорить) и ни одного однозначно отрицательного. Потому что это очень живая книга, а не детская сказка. Здорово, что по ходу чтения отношение к каждому герою меняется. Каждый герой раскрывается, по-разному проявляет себя во всем многообразии непростых ситуаций. Жестокая и каменная женщина, вызывающая лишь ненависть, к концу книги вызывает невыразимую жалость. Очаровательный везунчик, вечно отдающийся на милость вселенной, в какой-то момент становится противен. В каждом герое "Обители" есть своя червоточина и свой свет. Как в жизни.
Любовная линия
Любовь везде находит место. История Галины (работницы лагеря) и Артема - история, причиняющая боль. Как и история Галины и Эйхманиса (начальника лагеря). Прилепину хватило таланта не сделать любовную линию плоской и пошлой. Она такая, какой только и могла быть в тех условиях.
"Трансгуманизм" Пелевина
О чем?
О будущем. О вечной жизни для тех, кто может ее себе позволить. И об особенностях этой жизни - о ее удовольствиях и проблемах.
Поскольку эта статья уже вышла какой-то огромной (иронично, что статья о больших романах тоже большая и, возможно, вообще не будет дочитываться), я даю ссылку на другую статью, где я высказывала свое мнение про "Трансгуманизм" по свежим впечатлениям от прочитанного:
Пелевина нельзя читать девственникам.