Найти тему

Как татары в казаки собирались

Доброго времени суток читатель!

Знаете ли вы, что самое большое в России (да, пожалуй, и в мире) татарское село находится не в Республике Татарстан, а в Городищенском районе Пензенской области? Знаете ли вы, что рядом находятся ещё две Елюзани – Верхняя и Нижняя? Названия сёл имеют татарские корни - (тат. Урта Әләзән).

Средняя Елюзань. Фото из открытых источников.
Средняя Елюзань. Фото из открытых источников.

Самое большое татарское село - Средняя Елюзань основано 5 сентября 1681 года темниковскими «четвертными» татарами-мишарями, когда им была отведена в этих местах земля. Первое упоминание как татарской деревни относится к 1700 году. С 1780 года входила в составе Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии. К середине XIX в селе было 3 мечети и водяная мельница. В 1886 году в селе насчитывалось 302 двора, 2 лавки, на одну ревизскую душу приходилось 4,4 десятины пашни, 403 рабочих лошади, 194 коровы, 969 овец, 69 коз.

По состоянию на 01 января 2021 года численность населения составляет 9007 чел. В населенном пункте насчитывается 98 улиц. На территории сельсовета находится ФОК, МОУ СОШ №1 с. Средняя Елюзань с численностью учащихся - 911, МОУ СОШ №2 с. Средняя Елюзань с численностью учащихся - 498,

МУК БДЦ с.Средняя Елюзань, ООО "Исток.ру" в с. Средняя Елюзань, работает Среднеелюзанская участковая больница на 25 койко-мест, поликлиника, 2 аптеки, 4 аптечных киоска, 1 почтовое отделение, 1 отделение Сбербанка. На территории Среднеелюзанского сельсовета работают 344 индивидуальных предпринимателя и КФХ, 15- ООО, 8 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В селе 11 мечетей. 7 июня 2015 года была торжественно открыта соборная мечеть, средства на строительство которой пожертвовали жители села. Общая площадь мечети составляет около 1 000 квадратных метров, высота минарета - 29 метров, в тот же день была открыта и ещё одна, одиннадцатая по счёту, мечеть. Муфтием Пензенской области с июня 2011 года является уроженец села Ислям-хазрат Дашкин, который получил исламское образование в России, а также в Саудовской Аравии, Сирии, Ливане.

Махалли (общины при мечетях), относятся двум муфтиятам Пензенской области: Единому духовному управлению мусульман (ЕДУМ) и Региональному духовному управлению мусульман (РДУМ). Каждый год около 80-90 человек из Средней Елюзани ездят в хадж в Мекку, при том что со всей Пензенской области таковых хаджиев около 200 человек. Все живут очень дружно, зажиточно, пьяниц на селе всего несколько человек, а если у кого-то несчастье, болезнь или сгорит дом, то помогают всем миром.

Татарские дома в основном двух- и трехэтажные, украшенные орнаментом из цветного кирпича, мрамора и облицовочного камня. Село действительно уникальное - газ и телефон жители провели сюда за свой счет. Также на свои средства селяне построили ипподром и оборудовали футбольное поле, купили пожарную машину. В селе нет безработицы. Имеются семь мельниц, действуют три скотобойни, четыре цеха по переработке мяса, деревообрабатывающий цех, макаронная фабрика и т. д. Пятница в Елюзани - выходной день, здесь следуют правилам ислама. При этом все мечети, медресе, многие социальные объекты построены и содержатся на средства прихожан.

Сабантуй. Фото из открытых источников.
Сабантуй. Фото из открытых источников.

Рядом с селом 22 июля 2017 года был проведён VIII Всероссийский сельский Сабантуй, в котором приняли участие 50 тысяч человек из 35 регионов России. Почетными гостями Сабантуя были президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и бывший губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, которые также приняли участие в церемонии открытия новой школы в селе. Для проведения непосредственно Сабантуя был реконструирован ипподром, поставлена водонапорная башня, проведено электричество. Были сооружены две концертные площадки - большая и малая. Также из готовых срубов, привезённых из Кукморского района Татарстана, было сооружено татарское подворье с гостевым домом, концертной площадкой, музеем, мельницей и небольшими выставочными павильонами. По решению президента Татарстана Рустама Минниханова все постройки подворья на безвозмездной основе переданы Пензенской области. Рядом с подворьем были размещены 13 выставочных площадок по числу районов Пензенской области, где есть татарские деревни и сёла. По окончании Сабантуя глава Пензенской области принял решение использовать подворья, сооружённые для проведения Сабантуя, для создания музея народного быта.

-4

В нескольких километрах - 8 км к северо-востоку находится село Нижняя Елюзань, где более 80% населения составляют татары. Численность населения: в 2019 - 2386. В настоящее время на территории работает 17 КФХ, 45 ИП, 5 ООО, 4 кооператива. Имеются 3 АЗС, 1 АГЗС. Имеются: 1 врачебная амбулатория, 2 ФАПа, 1 средняя школа, 1 дом культуры, 2 библиотеки, 17 магазинов, 2 памятника, 1 почта, 1 отделение сбербанка, 2 мечети.

Известно из архивных документов, что Нижняя Елюзань была основана на землях, отказанных «четвертным» татарам из Темникова в 1684 и 1688 гг. за охрану Пензенско-Сызранской дороги: «… И в прошлом де во 193-м (1685) году приискали они за пензенским валом порозжие земли дикого поля ковылы на Суре реке, по обе стороны речки Алезаны. А то дикое поле ковыла в урочищах: первое урочище – от Суры реки и от устья речки Кудадея, вверх идучи по той речке Кудадее по обе стороны, до устья Кумушкарю речки, вверх идучи по той речке и до вершины; а от вершины той речки Кумушкаря, черес поля, до Торгана…».

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В 8 км к юго-западу от села Средняя Елюзань находится еще одна Елюзань – Верхняя. Более 90% населения татары. По состоянию на 01 января 2020 года численность населения составляет 3013 чел. В населенном пункте насчитывается 23 улицы. На территории сельсовета находится МБОУ СОШ с. Верхняя Елюзань с численностью 389 учащихся, офис врача общей практики, библиотечно-досуговый центр, отделение связи, отделение Сбербанка, 17 объектов торговли, одна АЗС, одно СТО. 35 жителей сельсовета - индивидуальные предприниматели. Действуют 18 КФХ, 4 сельскохозяйственных кооператива, 4 - ООО

Изначально, на эту, отчасти пустую территорию, в своем большинстве переселялись уроженцы Темниковского уезда или же их потомки, но проживавших в других местах соседних уездов. Так, в сохранившемся архивном документе показано: «Лета семь тысяч сто девяносто третьего (1684 г.), 27 октября, били челом Великому Государю… Петру Алексеевичу…, а на Пензе в Приказной избе подали челобитную Лариону Осиповичу Панину. Темниковские мурзы и татары беспоместные и малопоместные Алей мурза Смольянов сын Бичурин, Сеней мурза Агишев сын Аникеев с товарищами, и отказана им земли в Пензенском уезде на реке Кададе, с отказных книг…» (ГАСО, ф.19, оп.1, д.1596).

Но по прошествии времени в этих, как и других местах возникли проблемы с недостачей земли. Уже в 1803 году татары Верхней, Средней и Нижней Елюзаней вынуждены были хлопотать о переселении их на Оренбургскую линию и о записи их в казаки. Причиной стала недостача земли – 10447 десятин. Кузнецкая администрация Саратовской губернии доносила, что жителям Верхней Елюзани недостает по 13,5 дес. на душу. По этой земле велась тяжба с соседними помещиками. У жителей Нижней Елюзани недоставало по 14 дес. на душу и они также судятся с соседними помещиками и пахотными солдатами с. Сюзюма.

В 1804 г. Саратовская казенная палата сообщила губернатору, что татар и ясашных крестьян в Елюзанях по 5-й рев. считается: в Средней Елюзани 7 ясашных и 695 татар, в Верхней Елюзани мурз и татар 538, в д. Яковлевке 76 татар, в Рамаевке (Усть-Елюзань) 8, в Нижней Елюзани 342 татарина и 72 ясашных. Губернатор донес Сенату, что Елюзанские деревни губит черезполосное владение с разными селами и помещиками, что огромной массой земли владеют помещики и мурзы, и дабы «упредить конечное разорение необходимо избрать для елюзанских татар казенную землю в других уездах. Переселение татар на Оренбургскую линию с записью в казаки в Петербурге не нашли полезным и было приказано удовлетворить татар из казенных земель других уездов губернии. Споры елюзанских татар о земле с разными владельцами тянулись много лет.

Казаки-мишари. Фото из открытых источников.
Казаки-мишари. Фото из открытых источников.

А шанс стать казаками был! В России тогда существовало Башкирско-мещерякское войско – иррегулярное формирование на территории Оренбургской губернии. Связь между казаками войска и татарами Поволжья существовала и в те времена. История войска начиналась ещё в XV-XVI веках, когда Московское государство присоединило к себе Мещёру с населявшими её тогда татарами-мишарями, которые стали составлять особое поместное войско. В Мещёре отождествлялось два, казалось бы, разных понятия «татары» и «казаки». Простые татары у русских назывались казаками, да и сами они себя тоже называли казаками. Часть этих казаков Иван IV переселил на Суру для охраны восточной украины, оставшихся переселили в Подонье. Основу Мещеряцкого войска как раз и составляли татары-мишари. По указу от 10(21) апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. Башкиро-мещерякское войско было упразднено по высочайше утверждённому мнению Государственного совета «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство» от 2 июля 1865 года. Согласно «Положению о башкирах» от 14 мая 1863 года. А башкиры, мишари, тептяри и бобыли были переведены в гражданское ведомство.

Необходимые пояснения. Иррегулярные войсками в России назывался вид войск состоявшие из казаков и инородческих частей. Иррегулярные войска (от irregularis - неправильный), в отличие от регулярных - войска, не имеющие твёрдой и постоянной организации или по своему комплектованию, прохождению военной службы, обучению, воспитанию, обмундированию значительно отличающиеся от регулярных войск, сами себя обмундировывали, снаряжали, вооружали и обеспечивали лошадьми. Иррегулярные формирования, как высокоманёвренные, но слабо вооруженные и недостаточно обученные для действия в строю как правило придавались частям регулярной русской армии для выполнения специфических мероприятий, выполняемые лёгкой кавалерией, разведки и наблюдения, дозоров, засад, набегов и рейдов по тылам и преследования разбитого бегущего противника.

Вот такие повороты истории иногда бывают! Перевелись бы жители Елюзаней – и не было бы сегодня самого большого татарского села в Европе!

До встречи!

Если вам понравилось - ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.