Найти в Дзене
PRO сало!

Мировой кризис как шанс для деревни возродиться из пепла

Знаете, в последнее время ловлю себя на мысли, что все эти новости о мировых кризисах, скачках цен и геополитической нестабильности почему-то не вызывают у меня паники. Нет, конечно, тревожно. И это нормально, учитывая что творится в мире и у нас на задворках, в частности. Но куда сильнее чувство… дежавю. И странной надежды. Я 1976 года рождения и вырос в деревне. Помню, как в 90-е она медленно угасала: закрылся колхоз, молодежь рванула в города, оставшиеся старики ковырялись на огородах, а по вечерам смотрели в одну точку, словно ожидая окончательного конца. Тогда город для многих виделся спасителем, единственным местом, где можно «нормально» жить. И вот теперь, спустя десятилетия, я смотрю на этот «супермаркет» под названием «глобальный мир» и вижу, как на его полках начинают пустовать привычные товары. Логистические цепочки, такие хрупкие, рвутся. Цены на всё летят вверх. И я думаю: а не пора ли нам, наконец, оглянуться назад? Не в смысле «вернуться в прошлое», а в смысле – вспомн
Оглавление
Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Знаете, в последнее время ловлю себя на мысли, что все эти новости о мировых кризисах, скачках цен и геополитической нестабильности почему-то не вызывают у меня паники.

Нет, конечно, тревожно. И это нормально, учитывая что творится в мире и у нас на задворках, в частности. Но куда сильнее чувство… дежавю. И странной надежды.

Я 1976 года рождения и вырос в деревне. Помню, как в 90-е она медленно угасала: закрылся колхоз, молодежь рванула в города, оставшиеся старики ковырялись на огородах, а по вечерам смотрели в одну точку, словно ожидая окончательного конца. Тогда город для многих виделся спасителем, единственным местом, где можно «нормально» жить.

И вот теперь, спустя десятилетия, я смотрю на этот «супермаркет» под названием «глобальный мир» и вижу, как на его полках начинают пустовать привычные товары.

Логистические цепочки, такие хрупкие, рвутся. Цены на всё летят вверх. И я думаю: а не пора ли нам, наконец, оглянуться назад? Не в смысле «вернуться в прошлое», а в смысле – вспомнить о фундаменте и о своих корнях.

Потому что деревня – это и есть тот самый фундамент. И мировой кризис – это не приговор для нее, а исторический шанс возродиться из пепла. Почему? Сейчас постараюсь объяснить!

Город показал свои пределы

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Пандемия, удаленка, а теперь и экономические бури ясно дали понять: быть привязанным к офису в мегаполисе, тратить ползарплаты на ипотеку или аренду, а вторую – на жизнь в бетонной коробке – не единственная и уж точно не самая устойчивая модель. Многим это осточертело и жить они так уже не хотят!

Город высасывает силы, деревня – их восполняет. Это не романтика, это физика. Чистый воздух, своя еда, пространство – это не роскошь, это базовая потребность, о которой мы в каменных джунглях забыли.

Современная деревня перестает быть «глухоманью»

Ключевое слово здесь – цифровизация. При желании, немного подучившись, можно сидеть на берегу озера с ноутбуком, вести онлайн-курсы, управлять командой дизайнеров или продавать хенд-мейд по всему миру.

Раньше переезд в деревню означал разрыв с профессиональной жизнью. У тебя был один путь - в колхоз!.

Сегодня – это лишь смена декораций. Стабильный интернет (а его сейчас проводят даже в самые отдаленные уголки) стирает границы. Деревня получает то, чего ей всегда не хватало – связь с миром, без необходимости физически в этом мире растворяться.

Подписан на один канал (Мечты об удаленке), так вот там есть статья о том, как молодая семья айтишников перебралась из города в деревню и прекрасно себя чувствует.

Тех денег, что они вдвоем зарабатывают удаленно им хватает за глаза. По деревенским меркам они - олигархи! При этом они вообще не держат скотину, огород - по минимуму, только для себя.

Молоко - привозят к дому, всегда свежее. Мясо - любое, только позвони. Деньги решают все проблемы и зарабатывать их теперь можно удаленно и в деревне. Было бы желание.

Таких семей сейчас появляется все больше и больше. Люди начинают понимать, что в деревне сейчас можно жить по другому. Без грязи, навоза, гектаров под картошкой и при этом с деньгами.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Еда – это новая валюта

Когда полки в магазинах пустеют, а цены на продукты становятся предметом для черного юмора, понимаешь простую истину: тот, кто контролирует источник еды, – по-настоящему свободен и безопасен.

Свой огород, своя картошка, свои яйца и молоко – это не «экономия», это финансовая независимость. Это та самая «подушка безопасности», о которой все кричат, гоняясь за акциями.

Наша деревня всегда жила этим. И сейчас ее время пришло. Маленькие фермы, отдельные фермеры, эко-продукты, локальные сыроварни, коптильни и пекарни – это не хипстерский тренд, это возвращение к истокам здравого смысла.

Сообщество вместо одиночества

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

В городе ты одинок в толпе. В деревне ты – часть общины, хочешь ты того или нет. Сосед, который поможет починить забор; местный тракторист, который вытащит тебя из грязи; бабушка, которая поделится секретом солений.

Кризисы заставляют людей объединяться. А в деревне эта связь никогда и не прерывалась до конца. Это социальный капитал, который не измерить деньгами.

Конечно, я не призываю всех бросить всё и массово переселяться в покосившиеся избы. Нет. Речь только о смене парадигмы.

Государству и нам самим, прежде всего, нужно перестать видеть в деревне «депрессивную территорию». Это – АХРЕНЕННЫЙ ресурс. И еще больший потенциал.

Нужно поддерживать малый бизнес на селе, развивать инфраструктуру, строить не гигантские агрохолдинги, а сеть маленьких, сильных, самодостаточных хозяйств. И российская деревня задышит по новому и возродится из пепла! Я почему то в это верю!

Мировой кризис обнажил все слабые места нашей глобализованной системы. И в этом его главный подарок для деревни.

Этот кризис заставляет нас искать альтернативы. И эта альтернатива не где-то в будущем, на Марсе или в столь модной сейчас метавселенной. Она – в нашем прошлом, которое может стать самым прогрессивным будущим.

Деревня готова возродиться. Готовы ли мы, наконец, по-настоящему увидеть ее шанс? Как вы думаете?

-5