Найти тему

Защита исключительного права на фирменное наименование

Каждая из компаний – уникальна: у нее есть работники во главе с директором, есть структура управления, стиль ведения дел, офис, наименование компании, товарные знаки. Указанные компоненты составляют образ компании для ее клиентов, контрагентов, работников и государства.

Одним из компонентов является фирменное наименование. Это имя компании, данное ей при основании. Это обязательный реквизит всех бланков, писем, коммерческих предложений, счетов. Также наименование используется на табличках офисных помещений и на входной двери, на вывесках, растяжках, баннерах и прочих рекламных конструкциях.

Наименование указывается на печати, на сайте, блоге, на страничках социальных сетей, если переписка ведется от имени компании. Существует даже такое направление в маркетинге, как нейминг: искусство придумывать названия компаниям так, чтобы они выделялись на фоне остальных организаций, работающих на одном рынке.

Наименование имеет правовую защиту: созданная ранее компания имеет преимущество перед использующей тождественное или сходное и занимающейся аналогичной деятельностью фирмой.

Фабула дела:

Компания обратилась с иском о прекращении использования фирменного наименования, аналогичного ее сокращенному названию. При этом у истца и ответчика были разные организационно правовые формы: у истца – открытое акционерное общество, у ответчика – общество с ограниченной ответственностью.

Компания пыталась добиться запрета ведения деятельности по пяти кодам ОКВЭД: они совпадали у обеих сторон.

При этом в деле рассматривался вопрос о том, что имеется еще одна фирма с аналогичным наименованием (сокращенный вариант), однако ни она к истцу, ни истец к ней требований не предъявляли.

Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции о прекращении использования ответчиком фирменного наименования при ведении деятельности по всем пяти кодам ОКВЭД.

Судебный акт: Постановление Пятого Арбитражного апелляционного суда от 31 января 2020 г. по делу А51-13839/2019.

Позиция суда:

1. Суд исходил из того, что организационно-правовая форма компании не имеет значения: в заблуждение контрагентов вводит именно наименование, т.е. словесное обозначение.

2. Суд принял во внимание довод о том, что совпадение наименования основного (ответчик) и сокращенного (истец) не имеет значения: в коммерческом обороте истец часто использует именно сокращенное наименование, которое полностью совпадает с полным наименованием ответчика.

3. Компания истца появилась в ЕГРЮЛ раньше, чем компания ответчика, поэтому приоритет на использование наименования принадлежит первому.

4. Наличие третьей компании с аналогичным наименованием, зарегистрированной ранее истца, значения для рассмотрения дела не имеет, т.к. спор с ней не ведется, а сама она не предъявляет претензии к истцу.

5. Ответчик допустил все три нарушения: совпадение наименования, работа на одном и том же рынке и более поздняя государственная регистрация.

6. Суд отклонил довод о пропуске срока исковой давности, мотивировав это тем, что истец не обязан осуществлять периодический мониторинг вновь образованных компаний и изучать информацию по ним – указанное происходит по мере выявления использования наименования в обычных условиях коммерческой деятельности.

7. Суд вынес решение о запрете использования наименования при занятии всеми пятью видами деятельности по кодам ОКВЭД. Таким образом, фактически компания обязана либо поменять сферу бизнеса, либо сменить наименование.

Комментарии:

1. Право на фирменное наименование подлежит защите в судебном порядке, при этом необходимо доказать сходство наименований, ведение одинаковой деятельности и более раннюю регистрацию.

2. При защите права на наименование пострадавшая сторона не только получает решение об обязании прекратить использование наименования, но и вправе взыскать убытки в связи с таким незаконным использованием.

3. При выборе наименования компании стоит проанализировать игроков рынка на предмет того, не нарушаются ли чьи-либо права, чтобы в дальнейшем не участвовать в судебных разбирательствах. Организационно-правовая форма при этом не имеет значения.

4. Стоит внимательно отнестись к кодировке ОКВЭД в случае наличия похожих наименований в государственном реестре.

5. Время начала деятельности по кодам ОКВЭД не имеет значения, важна лишь дата регистрации компании именно с таким кодом. Аналогичным образом не имеет значения, полное это или же сокращенное наименование, потому что в коммерческом обороте используются оба, а сокращенное даже чаще.

6. На наименование установлено исключительное право; наименование включается в специальный государственный реестр (ЕГРЮЛ), и срок охраны начинает свое течение с даты государственной регистрации компании и по дату прекращения ее деятельности либо по дату регистрации смены наименования.

Галина Короткевич, партнер.

Ссылка на статью: https://vitvet.com/blog/gkorotkevich/zaschita_firmennogo_naimenovaniya_-_na_chto_stoit_obratit_vnimanie/

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Наш Фейсбук: https://www.facebook.com/VitVet/
Мы в "ВКонтакте": https://vk.com/vitvetgroup
Наш канал на YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCmkhP2EPWG8wXGhQw3kvBnQ