Найти тему

Заключение мира имамом Хасаном с Муавией через призму взглядов имама Али

Скрытый смысл заключения мира имамом Хасаном с Муавией через призму взглядов имама Али
Скрытый смысл заключения мира имамом Хасаном с Муавией через призму взглядов имама Али

(продолжение, начало здесь)

С другой стороны, мы видим, как повелитель правоверных Али (мир ему) в одном случае воевал, а в другом не воевал (как он говорил сам, что терпел «подобно тому, как если бы в глаз попала щепка и в горле застряла кость»). Когда же после ухода Посланника Аллаха (С) возник вопрос о халифате и после того, как халифатом завладели другие, Али (мир ему) не воюет, не берется за меч и говорит, что на меня не было возложена обязанность воевать, мне не нужно воевать. Как бы жестко и грубо с ним не обращались другие, он ведет с ними мягко. Настолько, что слышит следующий упрек от Досточтимой Захры (мир ей): «Что с тобой, о сын Абу Талиба?! Почему ты подобно ребенку в чреве матери, обхватив руки и ноги, сидишь в углу, ты будто обвиняемый, которого заставляют выйти из дома, сидишь дома! На поле битвы перед тобой львы разбегались. Теперь эти шакалы набросились на тебя! Почему?»[1].

На это имам Али (мир ему) ответит, что тогда то было моей обязанностью, сейчас же моя обязанность в этом.

Проходит 25 лет и в течение этих 25 лет Али словами подчеркивал, что он сторонник и радетель за мир. Когда же люди восстали против Османа (в итоге, в результате этот мятеж закончился убийством Османа), Али (к.в.) никогда не был в числе тех, кто восстал против Османа. Не было его и среди сторонников Османа.

Али даже был посредником между восставшими и Османом. С одной стороны, он старался удовлетворить пожелания восставших (речь идет о справедливых требованиях, которые включали жалобы на наместников Османа и притеснения, которые они творили по отношению к людям), а другой стороны он пытался не дать убить Османа и чтобы все завершилось. Так говорится в «Нахджу'л Балага» и это точно известно в истории. Между тем он, обращаясь к Осману, сказал так: «Я переживаю, что ты станешь предводителем этой общины, которого убили. Если они тебя убьют, то для этой общины откроется дверь убийств, среди мусульман возникнет смута, которая никогда не погаснет».

В таком случае Али (мир ему) даже в самое плохое время для Османа (в последние моменты его жизни) был настоящим посредником между Османом и восставшими. Даже во время начального периода халифата Османа из-за хитрости Абдуррахмана бин Ауфа остался среди двух кандидатов на должность халифа из шести человек. Одним был Али (мир ему), а другим - Осман (да будет доволен им Аллах)... (И там Али проявил тоже отношение). Омар для того, чтобы выбрать своего преемника-халифа создал совет из 6 человек. Во время заседания этого совета трое отказались от участия. Один из них - Зубайр отказался в пользу халифата Али, другой - Тальха отказался в пользу Османа, третий же Са'д бин Абу Ваккас отказался в пользу Абдуррахмана.

В итоге осталось трое. Абдуррахман же сказал, что я не буду кандидатом. Таким образом, осталось двое и голос Абдуррахмана должен был стать решающим. Тот, за кого голос отдал бы Абдуррахман стал бы обладателем четырех голосов (потому что у него было два голоса, у остальных у каждого было по два голоса) и согласно решению совета избирался халифом.

Сначала он обратился к Али со словами «Я готов присягнуть тебе с условием, что ты будешь действовать в соответствии с книгой Аллаха, сунной Посланника Аллаха и двух шейхов (Абу Бакра и Омара)». Али же повелел: «Я приму твою присягу с условием действовать в соответствии с книгой Аллаха, сунной Посланника Аллаха и своим пониманием».

После этого Абдуррахман подошел к Осману и сказал: «Я готов присягнуть тебе с условием, что ты будешь действовать в соответствии с книгой Аллаха, сунной Посланника Аллаха и двух шейхов (Абу Бакра и Омара)». Осман ответил: «Прекрасно, я принимаю эти условия». Между тем, Осман отдалился даже от сунны Абу Бакра и Омара.

При каждом случае люди приходили и возражали, и говорили имаму Али, почему так случилось. Они сказали, что ты можешь поделать в этой ситуации.

Тогда Али сказал: «Клянусь Аллахом, я покорюсь, пока дела мусульман будут идти хорошо и пока не будут угнетают никого, за исключением меня»[2]. То есть «клянусь Аллахом, пока дела мусульман будут в порядке, пока их делами будут справедливо управлять и несправедливость будет твориться по отношению только ко мне, а другим не будет вреда, даже если мое место занимает тот, у кого нет на это права, я не будут сопротивляться, подчинюсь».

После Османа, в период Муавии, когда люди присягнули Али, то он вместе с армиями своих сподвижников воевал против групп под названием «Накисин», «Каситин» и «Марикин» в Верблюжьей битве, и в битве при Сиффине и Нахраване, т.е. он участвует в этих кровавых войнах.

Также после битвы при Сиффине и восстания хариджитов Амр бин Ас и Муавия прибегли к хитрости и подняли на копьях свитки Корана, и призвали «Приходите, пусть Коран рассудит нас», и тогда одна группа людей из войска имама Али воскликнула, что они говорят верно. Таким образом, в армии Али (мир ему) произошел раскол, у повелителя правоверных Али (мир ему) не было другого выбора. Он был вынужден согласиться, не желая того он всё же принял решение о Судействе. И это действие было похоже на перемирие, то есть он сказал, пусть пойдут к арбитрам и примут решение, которое соответствует Корану и приказам Ислама.

Однако, Амр бин Ас совершил такой поступок, который не имел ценности даже для Муавии. То есть судейство закончилось хитростью. Он обманул Абу Мусу. Однако его обман не завершился тем, что у Али забрали халифат и передали Муавии. И даже наоборот, он действовал так, что никто не смог с ними договориться, каждый понял, что его обманули. Потому что, когда один заявил, что я забираю халифат у обоих, другой сказал, что один из них прав в этом вопросе, но другой лжет, другого я не принимаю. Не успели они спуститься с минбара, как начали осыпать друг друга ругательствами, ссориться, говоря, почему вы меня обманули. Таким образом, стало ясно, что все это было напрасно.

Во всех отношениях то Судейство было таким. Почему Али принял решение и не продолжил войну? Даже, несмотря на давление на него хариджитов, он не продолжил войну. Самое страшное что в последствии был убит такой его сын как имам Хусейн!

Между тем, мы тоже самое говорим о Посланнике Аллаха (С): почему Посланник Аллаха (с) в начале не воевал, что в итоге был убит такой имам как Хусейн! Почему заключили Худайбийский мир. Самое страшное что в последствии был убит такой имам как Хусейн!

Или же мы говорим: почему после Посланника Аллаха (С) повелитель правоверных Али (мир ему) поначалу не воевал. В худшем случае его бы убили. Да пусть он живет! Но ведь был убит имам Хусейн (мир ему)! Разве подобные слова правильные?

Затем мы подходим к эпохе имама Хасана и имама Хусейна. Другие имамы Ахли Бейта подобно Имаму Хасану продолжали поддерживать мир.

По этой причине проблему не следует рассматривать, как тему мира имама Хасана и войны имам Хусейна, к проблеме следует подходить более широко. Необходимо бросить взгляд на некоторые части из «Книги о джихаде», которые рассматривает наука фикх (мусульманское право).

(продолжение следует)

Статья подготовлена с использованием переводов трудов Проф. Др. Хайдара Баша

[1] Ихтиджадж-и Табарси, т. 1, с. 107

[2] Нахджу’л Балага, 74-я хутба