Петровск, Саратовский (с.Новозахаркино).
Новозахаркино — село в Петровском районе Саратовской области России. Административный центр одноимённого муниципального образования. Расположено в 14 километрах к югу от районного центра города Петровска и в 85 километрах к северо-западу от областного, высота центра селения над уровнем моря — 185м.
В селе 9 улиц: 70 лет Октября, Дружбы, Овражная, Олимпийская, Парковая, Рабочая, Речная, Саратовская, Советская и 1 переулок — Рабочий, действуют средняя общеобразовательная школа, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи, дом культуры.
Не буду дальше повторять уже имеющийся материал о селе, предлагаю заглянуть в Большую Саратовскую Энциклопедию.
Большая саратовская энциклопедия...
saratovregion.ucoz.ru›region…novozaharkino.htm
Остаётся только согласиться, что село Новозахаркино прекрасно представлено …, здесь живут прекрасные и отзывчивые люди и им есть чем гордиться. Вроде и добавить совсем нечего к уже выше сказанному….
И все же я осмелюсь заглянуть чуть дальше в историю Новозахаркино… тем более, что много ещё тайн хранит село, и, на мой взгляд, не всё ещё мы о нём знаем… да, и о нашем Старом Петровском уезде можно будет кое-что узнать нового….
История села Новозахаркино своими корнями уходит далеко за пределы сегодняшних границ Петровского района, (практически 60 км в сторону Пензы), хотя в те времена, о которых идет речь, эта земля уже относилась к территории Петровского уезда….
Чтобы было более понятно, о чем идет речь, следует заглянуть в карту Петровского уезда за 1912 год….
Без помощи мне сегодня не обойтись… уже не первый раз я обращаюсь к семейной летописи «Мои предки Твердовские».... Богатый материал, прекрасная работа... материал заслуживает внимания.
Мои предки Твердовские - Старо-Захаркино
twerdowskie.ucoz.site›index/staro_zakharkino/0-44
Исследования пензенских краеведов по истории мордвы Пензенской области указывают на то, что в 1686 году некому Захарке Челпанову были выделены угодья, на которых уже в то время располагались мордовские селения, ныне это Старое Демкино, Старое Захаркино, Старое Назимкино, Наумкино, Чиндясы, Мордовская Норка. Основателями всех этих сел были выходцы из Алатырского уезда (Мордовия).
Выделение этих земель производится как компенсация оплаты за несение службы ясачной мордве в связи с началом строительства в этих местах Сызранско-Пензенской оборонительной линии (так и не достроенной в связи с отсутствием финансирования из царской казны), а затем и Петровской оборонительной линии.
Несение службы по тем временам было неотделимо от земледелия, торговли и промыслов, поэтому торговать жителям сел приходилось ездить и в Пензу, и в Саратов (так что земли для будущих переселенцев были знакомы). В основном ясачная мордва занималась рубкой леса, часть которого распиливала на тёс и возила на строительство петровской крепости и ремонта пензенской…, так же они заготавливали для служилых людей хлеб и другие продукты питания, заготавливали так же сено и овес….
Уже к середине 18 века из-за недостатка свободных земель, пригодных для земледелия, из крупных мордовских сел начинают выселяться жители, образовавшие населенные пункты за пределами Шемышейского района. Поэтому часть современных сел района имеют названия с определением «старое» (Демкино, Захаркино, Назимкино).
И все же, если посмотреть на карту, расселение происходит внутри Петровского уезда… Жители Назимкино получают земли в Александрово-Юматовской волости (на 1914 год – 103 двора, 839 жителей), жители Демкино – в Старо-Славкинской (на 1914 год – 1 церковь, 1 земск.школа, 252 двора, 2.000 жителей),а жители Захаркино осваивают земли в 14 км от г.Петровска (на 1914 год – волостной центр Ново-Захаркинской волости).
Новые поселения сохраняют свои названия, добавляя к ним определение «новое»….
Здесь ещё следует добавить, что переселение мордвы облегчалось тем, что лишь небольшая часть её попала в крепостную зависимость к помещикам (к 1861 году только около 10% её населения были крепостными).
Одной из версий переселения (расселения) мордовских сел остается версия переселения старообрядцев из сел, где уже начинают строиться церкви. Так в Захаркино (Старо-Захаркино) первая (деревянная) церковь была построена в 1741 году…. Хотя имеет место и версия, совсем противоположная первой – новые земли выделялись быстро растущим селам в связи с принятием их населением христианской веры….
По крайней мере, в 1750 году по донесению из Воронежа, центра губернии, в которую в то время входила часть Пензенского края, говорится, что «во всей Воронежской губернии все идолопоклонники мордва восприняли веру православного греческого исповедания»… может, поэтому и «убирали» самых стойких почитателей народных традиций как можно дальше – в глушь…(ближе к Саратову).
Оставшуюся часть населения мордовских сел тоже нельзя было назвать полностью приверженцами новой христианской веры, для них даже создавались единоверческие церкви…. Например, в Чиндясах «оставались старообрядцы, которые при сохранении древних богослужебных чинов и древнерусского бытового уклада допускали компромисс с официальной церковью и признавали юрисдикцию РПЦ»….
Ну и ещё одна выдержка из документов того времени: «Основанная в 1879 году в г.Петровске противораскольническая библиотека в 1880 году переведена в с.Шемышейку Кузнецкого уезда, так как в Петровске есть своя библиотека открытая Городскою Управою».
Официальной датой основания села Ново-Захаркино (Новозахаркино) считается 1828 год, хотя и эта дата является до сих пор неподтвержденной….
В списках населенных пунктов Петровского уезда, составленных на основе переписи 1795 года, «новопостроенные» (Демкино, Захаркино, Назимкино) отсутствуют…, хотя с большей степенью вероятности, годом основания (будем так говорить, поселения) Ново-Захаркино следует считать 1789 год….
Статус села Новозахаркино получит только после того, как в 1886 году здесь будет построена церковь во имя Казанской Божьей Матери…, а в 1890 году уже появляется упоминание о Ново-Захаркинской волости….
Сложно мне рассуждать о вопросах, связанных с принятием или неприятием одним из самых древних народов нашего края, новой для них христианской веры, в то время, когда всегда до этого они поклонились природе и в первую очередь её женскому началу….
Однако, судя по конечным результатам, христианская вера имела более позитивное, чем негативное значение для мордвы…. В условиях, когда православная церковь считалась государственной, её признание означало социально-правовое уравнение мордвы с русским населением…, а тесный контакт с русскими приводил к естественному восприятию народами Пензенского края русской культуры.
А на сегодня – это всё….
#Саратовская область #Петровский район #село Новозахаркино #история села