Найти тему
Александр Долгих

Задача Льва Толстого для 2 класса церковно-приходской школы, которую сегодня правильно могут решить только 30% старшеклассников

Легенда гласит, что эту задачу придумал сам Лев Николаевич Толстой для учеников второго класса церковно-приходской школы. А продолжение легенды говорит, что решить эту задачу правильно могут только 30% старшеклассников, 20% студентов и 10% взрослых людей с высшим образованием.

Шапка стоит 10 рублей. Покупатель хочет купить шапку и дает продавцу 25 рублей одной купюрой. У продавца не было сдачи и он послал мальчика разменять деньги. Мальчик разменял деньги у соседки и принёс продавцу две купюры по 10 рублей и один пятак. Продавец отдал покупателю шапку и 15 рублей сдачи.

Через некоторое время к продавцу приходит соседка, у который мальчишка менял деньги, и говорит, что 25 рублей фальшивые, и требует вернуть ей её деньги. Продавец вернул ей деньги, вот только, сколько он в итоге потерял с учетом стоимости шапки?

Лев николаевич Толстой.
Лев николаевич Толстой.

Как по мне, так вряд ли кто-то проводил реальные исследования и подбивал статистику, так что я провел собственный эксперимент. Из 23 старшеклассников правильно с первого раза задачу решили только 8 человек. Это примерно 35%.

Что касается взрослых людей с высшим образованием, то скольким людям я её предлагал, столько разных ответов и объяснений и получил (ну, почти). Одно можно сказать точно — неправильных ответов больше, чем правильных.

А какой ответ получился у вас? Пишите прямо сейчас в комментариях, а потом сверяйтесь с решением. Сразу стоит сказать, что в задаче нет никаких двусмысленных фраз и подвох. Используйте бухгалтерский метод решения и всё будет отлично.

Решение

Правильных решений и рассуждений у задачи много. Я покажу лишь один из способов — бухгалтерский. А для тех, кто просто хочет проверить себя, правильный ответ — 25 рублей. Составляем табличку, в которой расписываем все по шагам.

-2

Теперь из доходов вычитаем расходы (ф₽ - фальшивые рубли, а ₽ - настоящие): [50 ф₽ + 25 ₽] - [25 ф₽ + 50₽] = 25 ф₽ - 25 ₽. Так за фальшивые рубли купить (законно) ничего нельзя, то мы приравниваем их к нулю и получаем разницу между доходами и расходами в минус 25 рублей. Минус говорит о том, что у продавца убыток. Вот и всё решение.

Как вам нравится уровень второго класса церковно-приходской школы? Насколько мне известно, Лев Николаевич Толстой исповедовал следующий подход в преподавании: надо заинтересовать ребенка, показать ему жизненные примеры. А если будет интерес, то ученик сам захочет узнать и научиться большему. А вот, что ещё вам может понравиться: