Все помнят, что Анна Каренина бросилась под поезд и погибла. Даже если не читали роман. Набоков любил поправлять: не под поезд, а под второй вагон, но оставим ему эти мелочи. Вместе с бабочками.
Нас с вами интересует другой вопрос: где именно Анна Аркадьевна покончила с собой. И можно ли повторить ее последний путь (без крещендо, естественно).
Как выяснилось, мы можем полностью реконструировать последний день жизни Карениной. И это, как по мне, отличный вариант, чем заняться в выходной день в Москве.
Итак, идем последовательно (инструкцию для поездки буду выделять жирным — остальное лирика):
1) В 29 главе VII части Анна Каренина смотрит в газете расписание поездов и понимает, что успевает на вечерний, что отходит в восемь часов две минуты. Велит заложить коляску. За ней увязывается слуга Петр, мотивируя это репликой: «А как же билет?»
2) Анна, погруженная в свои мысли приезжает «к низкому строению Нижегородской станции и к ней навстречу выбежали артельщики». Слово «станция» использовано здесь, возможно, из-за непрезентабельного вида Нижегородского вокзала (в конце предыдущей главы, тем не менее, Петр «приказал ехать на вокзал»).
3) Нижегородского вокзала сейчас не существует. Станция МЦК «Нижегородская» не должна вводить нас в заблуждение — от нее до места бывшего вокзала три с лишним километра.
4) Нижегородский вокзал открыли в 1861 году. И это был второй вокзал в городе. В отличие от Николаевского (ныне Ленинградского) он выглядел неказисто. Это было одноэтажное, деревянное строение, что возвели в спешке. Собственно Толстой и пишет: «низкое строение».
Почему спешка? Надо было скорее запускать поезда в сторону Владимира. Вокзал изначально и строили как временный, планируя позже заменить другим — ближе к центру. Место выбрал лично министр Мельников: сразу за Рогожским валом, то есть за юридической границей Москвы. Земля там была сильно дешевле, а налоги и оплата труда сильно ниже. Это как сейчас строить вокзал сразу за МКАДом.
5) После строительства Курского вокзала, в 1886 году Нижегородский вокзал закрыли для пассажиров и переделали в грузовую станцию. Он пережил войну и просуществовал до 1950-х годов.
6) Чтобы нам повторить путь Анны, вызываем такси до пересечения Нижегородской улицы и Коврова переулка (например, по адресу Нижегородская, 9).
7) Можно побродить по этому району, прежде чем двигаться дальше
Важно понимать, что вокзал это не только сама эта постройка, но еще пути и прочие технические площади. Вокзал занимал пространный треугольник между нынешним ТТК с одной стороны и Абельмановой заставой и Музеем московского транспорта с другой.
8) Но вернемся к Анне Карениной. Нам надо попасть на станцию «Серп и Молот». Для этого с Абельмановской заставы едем на трамвае 7 минут.
9) На станции «Серп и Молот» покупаем билет на электричку до станции «Железнодорожная» в городе (вы не поверите) Железнодорожный.
10) Анна покупает билет до Обираловки, точнее за нее это делает слуга. Сама она находится в трансе. В 1939 году станция Обираловка переименована в «Железнодорожную».
11) В сторону заметим, что железнодорожные пути Анны Карениной и Венички Ерофеева частично совпадают. У обоих все кончилось грустно.
12) Приезжаем на станцию «Железнодорожная». Дорога должна занять 48 минут.
13) Анна получает записку от Вронского, где тот пишет, что будет в 10 часов (предположим, что это меньше, чем через час, если она выехала в 20:02), но она не хочет его ждать. И не хочет ехать дальше. «Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда».
Сейчас водокачка не сохранилась. Но вы можете просто побродить по станции, а после или поехать назад, или пойти погулять по Железнодорожному, хотя что там делать я не знаю.