Второй день зимы. Голые деревья и первый снег повышают мои шансы сфотографировать знаменитые дома и дачи Каменного острова. Некогда бывший дачным пригородом Петербурга, сегодня Каменный остров превратился в царство элитного жилья, место в котором могут себе позволить жить не просто богатые, а немыслимо богатые и успешные труженики российского бизнеса. И Бог то с ним с их огромными личными капиталами, не наше дело считать их в чужих карманах. За высоченными бетонными заборами стыдливо прячут те архитектурные жемчужины, которые ранее были доступны, чтобы любоваться ими.
Например, просматривающие только с воды эффектные резиденции, расположенные напротив Аптекарского острова. Они принадлежат Управлению делами Президента. Но есть и частные владения — особняки, скрывающиеся за высокими бетонные ограждениями. Если так пойдет и дальше, то, не исключено, что спустя несколько лет старинные усадьбы и дачи петербуржцы смогут увидеть только в старых советских фильмах. Моя задача сегодня попытаться увидеть и сфотографировать ряд намеченных объектов:
· Дача Е. Л. Леоновой, «Дом Апраксина»;
· Дача принца Ольденбургского;
· Дача Гаусвальд;
· Дом Бехтерева;
· Дом чучельника Шермана (дача Гозе);
· Особняк Фолленвейдера и пр.
В советские времена эти места были облюбованы кинематографистами. Многие дачи на Каменном острове выглядят весьма романтично и вызывают ассоциации со старинными замками, поэтому целый ряд фильмов о старой Европе снимали здесь. Например, в особняке с много скатной черепичной кровлей и шатровой башней — доме портного Эдуарда Фолленвейдера, построенного в 1904–1905 годах по проекту архитектора Мельцера, расположенном по адресу Большая аллея, 13, находился «Клуб самоубийц» («Приключения принца Флоризеля») и дом Грильо («Господин оформитель»).
А дача Гаусвальд, построенная в 1898 году в духе английских коттеджей эпохи Тюдоров, — на несколько дней стал «охотничьим домиком короля» в фильме «Дон Сезар де Базан», и именно отсюда миссис Айзенштайн провожала в тюрьму своего супруга Генриха Айзенштайна в советском киномюзикле «Летучая мышь».
По признаю Игоря Масленникова, режиссёра всенародного любимого сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», эти места пропитаны викторианским духом и как нельзя более всего подходили для съёмок серии «Сокровища Агры». В первый раз мы видим пейзажи Каменного острова в тот момент, когда кэб везет Холмса, Ватсона и мисс Морстен к загородному дому Таддеуша Шолто. На самом деле, герои едут по Большой аллее, проезжая мимо двухэтажного дома тайного советника сенатора А.А. Мельникова (Большая аллея, д. 4) и особняка Фолленвейдера (Большая аллея, д. 13).
Приехав к Таддеушу, его гости выслушивают рассказ о происхождении жемчужин, которые ежегодно получала бедная мисс Морстен, после чего отправляются ко второму сыну майора Шолто — Бартоломью, в «Пондишери-Лодж». Суровый охранник с переломанным носом Мак-Мурдо не пускает ночных посетителей, и они вынуждены вести с ним переговоры через двустворчатые ворота ажурного кованого забора с фонарными столбами. Он окружает роскошный особняк в неоготическом стиле с характерной высокой мансардой, увенчанной башенкой — бывшую дачу графини Клейнмихель (наб. реки Крестовки, 12). Именно здесь герои находят пронзенного отравленной стрелой Бартоломью.
Одолжить бульдога Тори, доктор Ватсон по поручению Холмса приезжает к чучельнику Шерману, которого режиссер поселил в одно из строений дачи обувного торговца Петра Гозе на Боковой аллее, 11.
Забрав Тори, Шерлок Холмс и доктор Ватсон снова выворачивают на Большую аллею и бегут по следу похитителей сокровищ — каторжника Джонатана Смолла и аборигена Андаманских островов. Камера снова показывает зрителям особняк Фолленвейдера и «Профессорский дом» на Большой аллее, 22.
Лирическое отступление от основного сюжета связано с историей увлечения Шерлока Холмса актрисой Ирен Адлер. Домом этой героини стало одно из первых в Петербурге зданий в стиле модерн, построенное в 1898 году архитекторами В. Чагиным и В. Шене для жены булочного мастера Евгении Гаусвальд.
«Сокровища Агры» снимали в 1983 году, и с этого времени на Каменном острове многое изменилось. Некоторые дома стали частными владениями, часть из них снесли, и на их месте построили новые особняки, какие-то дачи реконструировали и также отдали в частные руки.
Например, дача Петра Гозе с 2006 года является частным владением — она была продан с торгов Фонда имущества Санкт-Петербурга за 143 млн рублей.
Особняк графини Клейнмихель отошел в ведение Управления делами Президента РФ под «дом приемов» первого лица государства. Теперь доступ туда простым смертным строго запрещен — забор, ограждающий исторический памятник, идет прямо по кромке реки.
Деревянную часть дачи Гаусвальда (дом Ирен Адлер) планируется разобрать и сжечь, а на его месте построить новый дом. Градозащитники изо всех сил пытаются этому воспрепятствовать.
Квартиры в новых особняках на Каменном острове стоят запредельно дорого. В качестве примера: трехуровневая квартира на Каменном острове в доме, построенном на территории бывшей дачи инженера Шварца, продалась без малого за 100 млн рублей.
И какой же итог моего короткого путешествия по острову? Думаю, через несколько лет, он превратится в лабиринт трёхметровых заборов между которыми будут проноситься дорогие авто. Уже сегодня на некоторых улицах отсутствуют тротуары. Они ни к чему. Просто проезжая часть и стена забора, нечего там делать праздному пешеходу!
Спасибо, что нашли время прочитать данную статью.
#каменный остров #дача гаусвальд #дом Бехтерева #особняк клейнмихель #особняк фолленвейдера
В данной статье были так-же использованы материалы Татьяны Елекоевой.