В 2020 году Минстрой России разработал законопроект с требованиями к к архитектурным решениям при строительстве любых новых зданий. Сейчас норма распространяется только на охраняемые объекты, поэтому рядом с деревянными домами могут появиться огромные высотки, что приводит к хаотичному формированию городской среды. О сохранении старинных зданий мы поговорили с Романом Ушаковым, редактором медиа «Архитектурные излишества» и координатором фонда «Внимание».
Промышленная архитектура, авангард и советский модернизм
В деле сохранения наследия всегда актуален вопрос: а что именно мы должны сохранять? Почему именно этот объект считается «наследием»? Многие понимают ценность зданий времен Российской империи и даже сталинского ампира. Но ценность застройки в стиле авангард 20–30-х годов ХХ века для многих не очевидна.
Удачный пример − Дом Наркомфина в Москве, жилой комплекс 30-х годов, новаторский для своего времени, один из знаковых памятников архитектуры советского авангарда и конструктивизма. В 2014 году началась его реставрация с полным воссозданием фасадов и интерьеров, в некоторых квартирах − вплоть до цвета потолков и стен. В итоге все квартиры были выкуплены еще до сдачи дома.
Еще меньшей ценностью в глазах большинства обладает застройка в стиле советского модернизма. Этот архитектурный период начался условно в 1955 году, когда произошел поворот от сталинской архитектуры к более простой. К счастью, появляются примеры удачной работы с этим наследием − например, проект Дворца Культуры в Железноводске, Ставропольский край. Здесь не стали делать евроремонт и сохранили все архитектурные особенности здания, которые прекрасно сочетают с новыми функциями и техническим оснащением.
Сохранение подлинных материалов
При реставрации важно сохранять подлинные материалы − дерево, старые кирпичи − по максимуму. В противном случае это уже не реставрация, а снос и постройка заново. Поэтому на многих восстановленных объектах можно отчетливо увидеть, где использовались старые материалы, а где новые. Граница слишком очевидна. Не стоит этого бояться: со временем все покрывается благородной патиной и становится более гармоничным.
Наслоение разных эпох
Многие архитектурные памятники перестраивались каждые 50-70 лет. Поэтому при реставрации встает вопрос: какие исторические наслоения стоит сохранять. Один из объектов фонда «Внимание» − Белая башня, бывшая водонапорная, шедевр конструктивизма, ставший культурным центром Екатеринбурга. В память о 90-х годах Башне досталось граффити, оставленное хулиганами. Возможно, фрагмент стены с этими граффити останется как напоминание о том, что в истории объекта были лихие времена.
Еще один хороший пример из Санкт-Петербурга − лютеранская церковь Анненкирхе. В начале нулевых там случился сильный пожар. Часть стен так и не отмыли от копоти, и теперь они создают совершенно неповторимый антураж.
Консервация руин
В России чаще всего можно встретить два подхода в работе с аварийными объектами: снести или привести в состояние «как было изначально». Но есть и другие варианты. Вот пример из центра Москвы: во время благоустройства территории было решено не восстанавливать старый дом и не сносить его. Все оставили как есть, сделав стену с входной группой «воротами» в сквер.
Еще один вариант работы с руинами − история, связанная с Домом Обрабстроя в Москве. Построенный в 1931 году и получивший сегодня статус архитектурного памятника, этот дом сначала отапливался печами. Потом появилось централизованное отопление и печи стали не нужны. Когда начался капитальный ремонт, они уже разваливались и жители попросили реставраторов законсервировать их в том виде, в каком они были на тот момент.
В итоге, когда в доме проводятся экскурсии, эти фрагменты печей производят впечатление: они выглядят очень эффектно, как античные руины, хотя сделаны в 30-е годы прошлого века.
Соразмерность старой и новой застройки
Это тема большая и дискуссионная. Конечно, нужно стараться делать новую застройку гармоничной и соразмерной старой, но на практике такое не всегда возможно, в том числе из-за экономических показателей проектов.
Вот два примера: один из Великобритании, второй из Таллина − когда новые дома высотой 2-3 этажа очень хорошо сочетаются со старой застройкой.
Работа с деревянными зданиями
В России много деревянных зданий, но далеко не везде их восстанавливают должным образом. Хороший пример в этом смысле − Томск, в котором такие дома реставрируют в больших количествах, особенно в рамках проекта «Дом за рубль». Так, дом на улице Кирова, расселенный и перенесший пожар, превратился в красивое офисное здание.
Томские девелоперы, восстанавливая такие дома, сохраняют 50-70% аутентичных элементов – сруба, бревен, оконных колод, элементов декора − а значит, и подлинности.
«Дом за рубль» − томский муниципальный проект сохранения исторического наследия. Работает с сентября 2016 года. Инвесторам предлагается за свой счет и для себя отремонтировать старинные дома, получив взамен льготу по аренде.
В рамках проекта «Дом за рубль» инвесторам передано 36 домов (35 деревянных и одно каменное здание), в числе которых памятники федерального и регионального значения и один выявленный объект культурного наследия.
Сквозь время
Зондаж – небольшое «окошко», показывающее наслоение материалов (обои, штукатурка и тд) и слоев краски разных времен. Он станет отличным экспонатом, который покажет смену эпох.
«В Краснодаре в рамках одного из наших проектов мы восстановили старинные деревянные двери. Вернули им исторический бордовый цвет и решили оставить «расчистку», которая показывает всю историю покраски этих дверей − а красили их 7 раз, в самые разные цвета, видимо, по принципу «что есть − тем и красим». Для жителей Краснодара было большим открытием, что к своему наследию можно подходить именно так и что у обычной двери может быть такая долгая история».
Роман Ушаков, редактор медиа «Архитектурные излишества» и координатор фонда «Внимание»
Старые детали создают новые смыслы
Детали, которые когда-то характеризовали то или иное место, можно использовать, заставляя их работать на его новый облик и задачи.
Пример из практики фонда «Внимание» − в 2018 году в Сыктывкаре отреставрировали старые советские неоновые вывески «Гастроном» и «Бакалея». Сделали новые стеклянные трубки с газом, подвели электричество и вернули на жилой дом. Когда-то вывески принадлежали магазину «Столичный», но незадолго до снятия конструкций, помещение занял «Магнит», который, по сути, продает то же самое, что написано на вывеске − гастрономию и бакалею. Магазин взял вывески на баланс и платит за электричество.
Еще один интересный пример «оживления» наследия, уже не из практики «Внимания» − в 2019 году одна из управляющих компаний Екатеринбурга сняла советскую вывеску магазина грампластинок «Мелодия» как аварийную. Вывеску забрали активисты, отреставрировали, и она стала украшением бара «Мелодия».
Здания со сложной судьбой
Девелоперы часто опасаются работать со сложным наследием − например, с бывшими тюрьмами или лечебыми учреждениями. Однако, прямо сейчас в Рязанской области в поселке Елатьма идут работы с заброшенным тюремным замком 1853 года.
Энтузиасты, выкупившие это здание, планируют переосмыслить его тяжелую историю и сделать в нем общественное пространство − гостиницу, кафе. Стоит понаблюдать за этим проектом.
4 проекта, за которыми точно стоит следить в ближайшее время
– ЖК Шереметьевский, Москва
Застройщик ПИК хочет вписать историческую архитектуру, находящуюся на месте ЖК, в современную. Чтобы освободить место для застройки, ПИК передвинул на несколько десятков метров водонапорную башню 1899 года, весом 1600 тонн, а фасадные элементы бывшего завода «Борец» разобрали, чтобы собрать уже на новом месте.
– Шелковая мануфактура, Наро-Фоминск, Московская область
Старинный комплекс возрастом более 120 лет, насчитывающий порядка 50 тыс. м² площади, около 10 лет был вычеркнут из жизни города, находясь при этом в самом его центре. Сейчас объектом занялась девелоперская группа «Остров». В планах − создание многофункционального центра с магазинами, кафе, культурными мероприятиями и жилыми лофтами.
– Морозовский городок, Тверь
В этом году власти Тверской области начали реновацию Морозовского городка. Большой историко-архитектурный комплекс общественных, промышленных и хозяйственных зданий, построенный в 1858–1913 годах, к 2030 году должен стать деловым, культурным и туристическим центром.
– Большая Ивановская мануфактура
Совсем недавно появилась новость о реновации группой «Родина» Большой Ивановской мануфактуры (первая из них была открыла в середине XVIII века). Общая площадь территории − 25 гектар. Здесь планируют создать новую точку притяжения для горожан и туристов.
А как вы считаете, нужно ли сохранять такие здания? Поделитесь в комментариях!