Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Тапок — древнейший способ воспитания детей. Хорош ли он сейчас?

Были у древних греков проблемы с непослушными детьми? Конечно. Дети ведь были. Как эллины решали эти проблемы? Прямой ответ дают археологические раскопки.

Да вот, собственно. Все как на картинке.

«Афродита лупит своего сына Эрота тапком», рисунок на вазе. Древняя Греция, 360 год до н.э. Найдено: Археологический музей Таранто, Италия
«Афродита лупит своего сына Эрота тапком», рисунок на вазе. Древняя Греция, 360 год до н.э. Найдено: Археологический музей Таранто, Италия

Мучения богини любви Афродиты с ее проказливым сыном Эротом были популярным художественным сюжетом и во всех уголках Эллады, и в колониях. Потому что вызывали живой отклик в сердцах древнегреческих родителей, у которых та же проблема путалась под ногами.

Помните, в чем специализация Эрота (в древнеримской традиции — Амура)? Он поражал сердце человека стрелой и пораженный влюблялся в того, на кого смотрел в момент атаки. В поэме «Аргонавтика» Аполлония Родосского (первая половина III века до н. э.) верховные богини Гера и Афина пришли к Афродите просить, чтобы Эрот оказал такую услугу в одной интрижке. Афродита разводит руками:

«Он меня совсем не боится и, споря, глумится.
Я рассердилась однажды и, вне себя от проделок,
Даже хотела лук разломать и противные стрелы
На виду у него. Так он пригрозил, обозленный,
Что хоть не держит он гнева пока, но ежели волю
Дам я своим рукам, то потом я могу поплатиться»

Вооруженный сын — неуправляемый сын. Но на краснофигурной вазе из археологического музея города Таранто (фото выше) Афродите как-то удалось лишить проказника амуниции — и тогда в ход пошел тапок.

Примечательный факт: тот же сюжет был найден в напольной мозаике богатой византийской виллы в городе Мадаба в Иордании — мозаике VI века! Тысяча лет прошла, а тапок все тот же:

-2

«Привычное нам использование тапка в качестве педагогического и воспитательного инструмента возникло еще в классической древности и, как оказалось, широко использовалось греками, которым мы обязаны всей западной философией», — понимающе замечает итальянское онлайн-издание Commenti Memorabili.

Постойте, что значит — «привычное нам использование тапка»? Ведь и еще полторы тысячи лет прошло. А тапок что — опять все тот же? Должны же быть хоть какие-то перемены в этой сфере?

Меня, например, родители не били. Лишь однажды папа, превысив порог своей эмоциональной устойчивости (ну, тут я постарался), дал мне затрещину. Так ведь это называется, когда открытой ладонью по затылку и всему, что вокруг него? (ладонь у подполковника Вишнепольского была будь здоров). Но лишь однажды — потому я и запомнил.

Привычным методом наказания меня было — усадить меня на диван: «Сиди и думай о своем поведении». На час-другой. Не спорю, вполне эффективная мера. Очень скучно и поневоле начинаешь думать о нем, о поведении, как о белом кролике. Не сбегал, помнил про размер ладони. Вырос примерным гражданином: ни одного уголовного дела за плечами, лишь налоговые задолженности.

«Афродита с Паном и Эротом», мрамор, V в. до н.э, Национальный археологический музей Афин, Греция. Тапок узнаете?
«Афродита с Паном и Эротом», мрамор, V в. до н.э, Национальный археологический музей Афин, Греция. Тапок узнаете?

А вот поиск действенного способа наказания для наших детей мы с женой, считай, провалили. Бить — ну нет, я не умею. Сажать на диван — так их трое, что, покупать три дивана? Себе дороже обойдется.

В результате лишали их на время мультиков по телевизору. Не наказание, а одна видимость — ребятки в освободившийся слот шли гулять с друзьями.

Так что же делать? Пряников у нас для детей теперь — хоть отбавляй. А что теперь кнут?