Хотя меры по преодолению разрухи проводились уже непосредственно после освобождения оккупированных территорий. Первые шаги по восстановлению наиболее важных оборонных предприятий были предприняты в 1943 году. В 1944 году темпы восстановительных работ еще более расширяются. В августе 1944 года был разработан проект восстановления и развития народного хозяйства на 1943-1947 гг. Согласно этому документу в 1947 году промышленность должна была достигнуть довоенногаао уровня.
Тем не менее, окончательно проблемы восстановления и дальнейшего развития промышленности должны были быть решены в ходе выполнения четвертого пятилетнего плана, принятого Верховным Советом СССР в марте 1946 года.
Первый послевоенный пятилетний план, если не считать восстановительных тенденций, был типичным, схожим с предыдущими, довоенными планами. Основной упор делался на восстановление и дальнейшее развитие тяжелой промышленности. Война существенно не изменила экономических взглядов И.В. Сталина. Так, в 1946 году, выступая перед москвичами в рамках предвыборной кампании в Верховный Совет СССР, он нарисовал перед избирателями следующую картину: в первую очередь должна была развиваться тяжелая индустрия и сопутствующие отрасли. Производство основных видов промышленной продукции – угля, чугуна, стали, нефти за 15 лет, т.е. к началу 1960–х гг., должно было возрасти примерно в три раза.
В условиях послевоенного времени требовалось решить три основные задачи:
- восстановить разрушенное на временно оккупированной территории;
- провести конверсию;
- значительно превысить уровень 1940 года.
В рамках 4 пятилетки, к 1950 году, прирост объема продукции промышленности по сравнению с 1940 годом должен был составить 48 %, в том числе продукция машиностроения – в 2 раза.
Пятилетним планом предусматривалось восстановить и построить 5900 крупных предприятий, из них на временнооккупированной территории – 3200.
Для осуществления этих планов промышленность получала 188 млрд. руб., из них группа «А» – 163, группа «Б» – 25.
Большое внимание уделялось транспорту, в первую очередь железнодорожному. Предусматривалось не только полное восстановление транспортных артерий, но и строительство новых железных дорог. Кроме того, планировалась замена части изношенных рельсов на новые, более прочные, способные выдержать тяжеловесные составы с более мощными тепловозами и электровозами. Всего на развитие транспорта выделялось 40,1 млрд. руб.
Большие ассигнования – свыше 150 млрд. руб. выделялось на строительные работы. Такая большая статья расходов вызвана крупными разрушениями.
При разработке пятилетнего плана была сделана попытка более уравновешенного развития отраслей промышленности, групп «А» и «Б». Низкий уровень благосостояния населения, обнищание людей вследствие войны наводили на мысль о важности развития отраслей, производящих продовольствие и товары народного потребления. Представителем такого плана развития промышленности был Н.А. Вознесенский.
Под его влиянием в 1946-48 гг. развитие легкой промышленности осуществлялось несколько быстрее, однако, после его отставки и ареста, капиталовложения в группу «Б», и без того невысокие, стали сокращаться.
В конечном итоге, при поддержке И.В. Сталина, полную победу одержали сторонники традиционного развития промышленности. Тяжелая индустрия, ее традиционные отрасли – металлургия, угольная промышленность, машиностроение имели полный приоритет. Именно по ним определялось развитие промышленности в целом.
Для решения задач быстрого восстановления и дальнейшего развития промышленности была произведена перестройка системы управления. Целые наркоматы меняли свой профиль. Так, в начале 1946 года наркомат танковой промышленности стал наркоматом транспортного машиностроения, боеприпасов – сельскохозяйственного машиностроения, минометного вооружения – машиностроения и приборостроения.
Восстановление экономики требовало большого количества рабочих рук. Учитывая это, армия быстрыми темпами переводится на режим мирного времени. В июле – сентябре 1945 года была проведена демобилизация первой очереди, включавшая 13 старших возрастных категорий, в конце 1945 года – вторая очередь, в первую очередь специалистов и студентов, и весной 1946 года – третья очередь. В целом Армия была сокращена с 11500 тыс. человек в 1945 году до 2874 тыс. человек в 1948 году.
Большие ассигнования и самоотверженный труд населения способствовали быстрому развитию экономики. Конверсия в целом завершилась в 1947 году.
Энергичными темпами осуществлялось восстановление промышленности на временно оккупированной территории. В первую очередь капиталовложения выделялись энергетике, тяжелой и угольной промышленности. Уже в марте 1947 года дал промышленный ток Днепрогэс, быстро входили в строй шахты Донбасса, из которых в совокупности было откачано около 650 млн. куб. воды. К концу пятилетки добыча угля на шахтах Донбасса превысила довоенный уровень, он снова стал важнейшим угольным бассейном страны. Форсированными темпами восстанавливалась южная металлургическая база.
В октябре 1947 года выпуск промышленной продукции достиг среднемесячного уровня 1940 года. К 1948 году довоенный уровень промышленного производства был превзойден на 15 %, а тяжелой промышленности – на 30 %. Причем производство электроэнергии превысило довоенный уровень в 1946 году, угля – 1947 г., стали и цемента – 1948 г., чугуна и нефти – 1949 г.
Всего к 1950 году было восстановлено и построено 6200 крупных предприятий. Фактический прирост промышленной продукции составил 73 %, в том числе продукции машиностроения – в 2,3 раза. Практически закончилось восстановление разрушенных предприятий.
Однако большие результаты в сфере тяжелой промышленности были достигнуты за счет предельной концентрации средств. Не зря уровень развития легкой промышленности был невысоким – превысить довоенный уровень на 17 %. Выполнение плана шло любыми путями, что приводило к удорожанию продукции. Так, например, к концу пятилетки себестоимость нефти увеличилась на 18 %.
К тому же, развитие промышленности шло в прежних рамках индустриализации 1930–х гг. Основной упор делался на рост добычи угля, выплавки черных и цветных металлов, тогда как на Западе начинался переход к использованию продукции нефтехимии и химии.
Основные черты развития промышленности – экстенсивное развитие за счет строительства новых предприятий и сохранение приоритета за традиционными отраслями: угольной промышленностью и металлургией сохранились и при составлении пятого пятилетнего плана.