В продолжение "Пушкинской" темы. Вчера перед сном прочитали с мальчишками "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях". То есть, я читала, а они слушали. Ну, а если совсем точнее - папа начал им читать вечером накануне, а я вчера закончила.
Вот что сказать... Конечно, язык первой половины XIX века для современных детей - это квест. Очень многие слова мальчишки не поняли. Воспринимать незнакомую лексику на слух вообще тяжело, а я еще и переспрашивание не поощряю (иначе можно увязнуть в чтении часа на два).
Так вот, несмотря на все это, магия пушкинского стиха творит чудеса. Слушали мальчишки, затаив дыхание.
Дочитали.
- Понравилось? - спрашиваю.
- Понравилось!
- А вам эта сказка не показалась знакомой?
- Показалась!. Еще как!..
- Она на "Белоснежку" похожа!..
Правильно, говорю. Молодцы.
Рассказала им про заимствование сюжетов. Обяснила, почему в случае с Пушкиным это не было плагиатом (народное происхождение сказки, глубокая собственная проработка темы).
Последний момент мы сразу же развили - мальчишки перечислили отличия, между "Царевной" и "Белоснежкой". Правда сказку братьев Гримм мы читали давненько, зато летом смотрели диснеевский мультфильм.
Фактические отличия мальчишки определили сходу (гномы/богатыри, охотник/Чернавка, гроб в лесу/гроб в пещере, королева и царица умирают по-разному), но я потихоньку учу их отличать сюжет от содержания. Прочитав книгу, обязательно спрашиваю, "о чем она". Если начинают пересказывать, говорю, что это сюжет - внешняя последовательность событий, у которых есть еще и внутренний смысл... Да, не просто живется сыновьям, когда мама - бывший детский библиотекарь. Но могло быть и хуже.
На сей раз дети почти без колебаний сказали, что Белоснежка - это не просто про девочку, которую мачеха вынудила уйти из дома, а про зависть, причем пагубную. Товарищ Пропп, может, и с поспорил бы с такой интерпретацией, но 6-леткам пока и того хватит...
Кстати, только в этот раз заметила - опять-таки, благодаря мальчишкам, обратившим мое внимание на этот момент. Королеву в мультфильме про Белоснежку убивает стихия (в сказке братьев Гримм - правосудие в виде раскаленных башмаков), а царицу в сказке Пушкина - "тоска"... Насколько в этом варианте больше глубины, а?..
В общем, сказка мальчишкам понравилась. Спросили, какие ещё у Пушкина есть. Вспомнили, что уже читали про Балду и Золотого петушка. Сегодня решили " Руслана и Людмилу" начать.
Уже предвкушаю.
Напомню, что на прошлой неделе мы выяснили причину дуэли между Пушкиным и Дантесом.
____________________________
Репосты в другие соцсети строго приветствуются.