Это один из таких немногих проектов, который можно назвать уникальным. Он сочетает в себе шутер от первого лица и психологический хоррор. Причём одно другому ни капли не мешает. Вряд ли это даже в 2005 году, когда игра вышла, было чем-то новаторским — многие скорей вспомнят какой-нибудь Resident Evil, чем её. Но это не значит, что F.E.A.R. не заслуживает вашего внимания.
Разработчикам из Monolith Productions каким-то образом удалось грамотно совместить и то и другое. Эффектные и динамичные перестрелки очень гармонично сменяет хоррор, который способен не только напугать (а не тупо выкинуть скример, воспользовавшись эффектом неожиданности), а также неслабо давить на мозг и на нервы. При первом прохождении было действительно очень страшно и очень давило на мозги, при втором же было, конечно, уже не так страшно, однако сохранять психоделическую атмосферу игре всё-таки удавалось на ура благодаря различным визуальным и звуковым приёмам, а также отличной музыкой.
Кстати да, об атмосфере. Она здесь очень крутая и сильно отличается от других представителей жанра. Погружает с головой и держит до упора, до самых титров.
Про сюжет рассказывать почти ничего не стану — хочу, чтобы сами всё узнали. Поверьте, разработчики не оплошали ни с повествованием, ни с персонажами, хотя в подобном типе игр это не то чтобы сложно. У вас наверняка останутся в памяти девочка Альма и главный герой, хотя на первый взгляд он не более чем машина для убийств. Кстати, страшные маленькие девочки хоть уже и клише для хорроров (пошло ещё с фильмов), но в F.E.A.R., уверяю, всё куда интереснее, чем просто страшная маленькая девочка.
Ну, и, пожалуй, сильнейшая сторона игры — это, конечно же, искусственный интеллект. Если честно, никогда ничего подобного не видел! По-моему, это эталон в плане ИИ. Обычно я называю врагов «болванчиками», но назвать так здешних ботов просто язык не поворачивается. Враги здесь, наверно, умнее некоторых настоящих солдат! Они никогда не стоят на одном месте, действуют сообща, постоянно меняют позиции, обходят с флангов и тылов, кидают гранаты, переговариваются по рации, отступают, если ГГ перебил почти всех (и при этом отстреливаются с отдельной анимацией), переворачивают столы, используя их в качестве укрытия (!), преодолевают препятствия с помощью кувырков, ползков и т. п., прекрасно дерутся в рукопашной, если подойти к ним вплотную, и отчётливо реагируют на шум и фонарь игрока (!), осторожно приближаясь прям точно к источнику шума/света! Да и вообще они совершенно непредсказуемы. Где ещё нам дадут возможность сражаться против ботов, ничуть не уступающих реальным игрокам? С такими-то врагами и мультиплеер не нужен.
Техническая часть — высший пилотаж. Очень крутая для 2005 года графика, продвинутая физика, стрельба, ИИ, который уже был расхвален выше. Даже сегодня, спустя почти 15 лет, F.E.A.R. выглядит и играется очень и очень бодро. Ещё в игре есть на то время ещё довольная свежая фишка — замедление времени по нажатию кнопки. Добавляет ещё большей эффектности, а также может спасти в критических ситуациях.
Правда, есть всего одна очень маленькая проблемка. Игра иногда повторяет саму себя в плане окружения. Приходишь вроде бы в новую локацию, но стойкое ощущение, что ты уже был здесь ранее. Разработчикам стоило сделать побольше ассетов, а то дежавю какое-то.
F.E.A.R. нужно обязательно пройти как и любителям бодрого экшна, так и любителям душещипательной атмосферы, и любителям глубоко проработанного сюжета и персонажей, и строителям, которым не хватает кирпичей...
Плюсы:
+ лучший ИИ, который только создало человечество;
+ атмосфера, которая пугает и давит на мозг;
+ прекрасный сюжет и проработанные персонажи;
+ перестрелки;
+ замедление времени (одна из первых игр, в которых это появилось);
+ игра в техническом плане опередила своё время;
+ великолепное звуковое и музыкальное сопровождение;
+ в конце концов игра не похожа ни на одну другую.
Минусы:
- редкое дежавю
9.7/10
Ярчайший пример того, как нужно делать игры на стыке жанров
#игры #видеоигры #обзор игры #обзор игр #обзоры игр #шутер #хорроры #f.e.a.r.