Мы знаем многих летчиков-героев, воевавших в годы войны на истребителях, меньше – тех, кто утюжил немцев на штурмовиках, еще меньше – тех, кто воевал на бомбардировщиках. И совсем мало тех, кто занимался важнейшей, сложной и неблагодарной работой – летал на транспортных самолетах. А ведь экипажи транспортников нередко летали без прикрытия, в самой сложной обстановке, рискуя жизнями, чтобы выполнить поставленную задачу – доставить грузы, забросить диверсантов, вывезти партизан. Много было работы, за которую не очень-то награждали, а опасности было не меньше, а то и больше.
Одними из немногих отмеченных асов транспортной авиации стали два опытнейших пилота: 26 ноября 1941 года, когда враг стоял у ворот Москвы звания Героя Советского Союза присвоили Павлу Кашубе и Александру Груздину – асам-транспортникам, совершавшим сложнейшие вылеты в любой обстановке. Кашуба, к примеру, в нелетную погоду, вывез из окружения тяжелораненого командующего Брянским фронтом Еременко. И это был далеко не самый эпичный из его подвигов.
Не отставал от него и Груздин – летчик с огромным налетом, один из лучших пилотов ГВФ до войны и мастер по выполнению невыполнимых заданий в годы войны.
Что характерно, ни Кашуба, ни мой сегодняшний герой Александр Груздин до Победы не дожили. Причем судьба Кашубы, пропавшего во время выполнения одного из заданий, стала известна только через много лет после войны, когда нашли его самолет. Груздин же покоится на Новодевичьем с лета 1943 года.
Опытный летчик он до войны занимался перевозкой грузов и пассажиров на линиях Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Первый раз на войну попал во время конфликта с финнами, когда из опытных гражданских летчиков сформировали особую авиационную группу. А потом началась Великая Отечественная война и Груздин попал в состав Московской авиационной группы особого назначения.
В этой группе ему довелось выполнять самые разные задачи. Например, на ПС-84 (лицензионная советская версия знаменитого «Дугласа», одного из лучших транспортников Второй Мировой войны) надо было выбросить парашютистов в районе Каунаса, где имелась сильная немецкая ПВО. Задание выполнили, пойдя на хитрость – рассинхронизировали обороты двигателей, чтобы звук моторов советского самолета стал похож на немецкие бомбардировщики. Отлично сработало – десант выбросили именно там, где надо.
Другой раз удалось ловко пристроиться за немецким транспортником, да еще и заметить, как и каким образом он подает сигнал «я свой» с помощью ракетницы. Выстрелив из своей ракетницы точно также, Груздин смог спокойно пройти немецкие зенитки и снова успешно всадить десантников в заданном квадрате.
Приходилось и уходить от истребителей, да и немецких зенитчиков далеко не всегда получилось обвести вокруг пальца. Бывало и так, что после возвращения на самолете Груздина техники насчитывали более сотни пробоин.
Но боевой путь Груздина закончился не во время сложного ночного полета или какого-то особенно сложного задания. Многие герои-летчики в годы войны закончили свой боевой путь вовсе даже не бою, а в тренировочном полете. Также получилось и с Груздиным.
Причем он находился в Великобритании, где на шотландской авиабазе осваивал и готовил к переброске в СССР бомбардировщики A.W.41 «Альбемарль». В СССР их планировали использовать как транспортники, так как бомбардировщик из этой машины получился не самый лучший. Груздин должен был заниматься перегонкой машин по сложному северному маршруту. Но назад в СССР он не вернулся – 29 мая 1943 года на «Альбемарле» отказали двигатели.
Кстати, летчики в дальнейшем прозвали эту машину «обормотом» и ее не жаловали ни англичане, ни советские летчики. Перегонку и передачу машин в советские ВВС вскоре остановили, так как «Альбемарли» оказались совсем не теми, что от них ждали.
К сожалению, так тоже бывало.
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте » на YouTube , в Инстаграм