Читаю одну любопытную книгу "История Бога", написанную бывшей монахиней, воспитанной в католической семье, приявшей постриг, и по всей видимости разочаровавшейся в своей вере. Книга объемная, более двух тысяч страниц, каждая из которых сквозит попыткой объяснить появление веры, как естественного желания человека придумать себе богов, развивающихся вместе с появлением человеческой расы, и растущих вместе с ним. Основной замысле мне стал понятен буквально на тридцатой странице, и все остальные две с лишним тысячи наверное уже ни к чему, но я думаю дочитаю до конца. Мне помнится в армии, в последние полгода службы, я читал Агату Кристи. Когда я просек, что в начале происходит завязка сюжета, а в конце развязка, я перестал читать все, и читал лишь начало и конец, минуя все перипетии сюжета. Ну это так, к слову. В данном случае Бог в понимании автора в самом вышнем проявлении практически ничем не выделялся на фоне остальных богов народов, населявших Благодатный полумесяц. Но одна деталь привлекла мое внимание, о которой я хотел бы с вами поразмышлять.
Суть этой идеи, высказанной мельком, в паре строк, натолкнула меня на интересную мысль. Я согласен с автором книги, что в древности люди чтили богов и состояли с ними в своего рода отношениях "ты мне - я тебе". Другими словами, если какой-либо бог, отвечающий за ту или иную сферу жизни. будь то, урожай, стихии, демографию и многие другие, так сильно заботящие древнего человека, не отвечал ожиданиям, то человек искал причины такого положения дел или прекращал всякие со своей стороны отношения и почтение к нему. Если вдруг наступал крах в семейной жизни, потеря урожая, бедствие, поражение в битве, первой мыслью было искать причину в гневе божества и попытке как-то умилостивить высшие силы путем приношении ему жертв, вплоть до человеческих. Мысль о бескорыстных отношениях, да и отношениях вообще даже не возникала, тем более не шла речь о любви к Ваалу, Астарте, и всему остальному пантеону финикийских богов и богинь.
На этом фоне удивительным выглядит теология евреев, пришедших в ханаанские пределы со своей верой в Яхве, который прямым текстом заложил в Завет основной тезис - "Возлюби Господа, Бога твоего".
Это действительно очень важная составляющая веры и религии древних евреев, и она разительно отличалась от всего когда-либо ранее видимого.
Бог народа израильского ожидал от них любви, подразумевающей отношения, общение, познание, а не тупое каждодневное ритуальное участие, не содержащее смысла.
Вот тут и появляется понимание того, что произошло с Иовом, становятся понятны истинные мотивы ужасной трагедии унесшей жизни всех детей Иова, оставшегося без семьи, имущества и здоровья.
Вопрос; "разве даром богобоязнен Иов?" (Иов. 1:9) звучит теперь иначе. Эта составляющая ускользает от современного читателя, ему невдомек, к чему столько страданий невинного человека, только лишь ради получения ответа на вопрос?
На фоне понимания религиозных воззрений древних мы можем теперь прикоснуться к настоящей причине и понять ее в том свете, в каком она на самом деле происходила.
Богобоязненность Иова проистекала не из меркантильных интересов. Иов строил свои отношения с Богом по другим причинам, если это не так, то он скорее всего послушал бы совет своей жены "прокляни Бога и умри".
Фундаментальным выглядит именно этот факт; Иов любил своего Бога, глубоко знал Его, не благодаря своим собственным представлениям, а путем размышления, молитвы и Откровения,
Еще одной важнейшей особенностью веры в Яхве являлся тот факт, что Он отвечал. Отвечал на молитвы, не последую хитросплетениям жрецов, не ухищрениям культа, возводящего молящегося в транс и оккультные переживания, нет. Бог отвечал по-настоящему, в большинстве случаев совершенно неожиданно, путями и способами неподвластными человеческому пониманию.
На мой взгляд, эти две вехи, выделяют ветхозаветную историю Бога на фоне финикийских верований, дают повод думать о самобытной природе Бога-Творца, не имеющего ни капли человеческого происхождения, не являющимся плодом изобретений воображения и тем более, не имеющим ничего общего с порочной природой человека. Недаром в одной из древних летописей написано;
"Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил. (1-Пар. 16:26)