Найти тему
XYZ School

Как использовать простые формы в дизайне персонажей

Оглавление

Внешний вид персонажа очень важен. Через него можно рассказать историю героя, или выделить его среди окружения и других персонажей. В основе любого облика лежат форма и силуэт, которые игрок должен узнавать — для этого можно использовать три простые геометрические формы: круг, квадрат и треугольник.

В этом материале расскажем, как правильно использовать простые формы при создании персонажей, и почему правила иногда можно нарушить.

Для чего используют формы в дизайне

Силуэты персонажей не только помогают игроку ориентироваться в мире, но и передают их качества. Крупный и объёмный силуэт говорит о силе и медлительности персонажа, а небольшой силуэт — о быстроте и ловкости.

Чтобы игроки быстрее понимали тип персонажа перед ними, его можно создать на основе простых форм: круга, квадрата и треугольника. У каждой есть концепция:

  • Круг — молодость, дружелюбие, энергичность и женственность
  • Квадрат — зрелость, надёжность, уравновешенность и мужественность
  • Треугольник — агрессия, сила и опасность

Эти формы первичные и связаны с реальными ассоциациями. Если бы в вас бросили квадратный, круглый и треугольный предметы, вы бы без проблем поймали первые два — но треугольник ловить страшно, потому что он может поранить. Клыки и когти, которые хищники используют в нападении, тоже треугольные.

-2

Эти формы можно использовать не только в дизайне персонажей, но и в автомобилестроении. Volkswagen Beetle округлый, значит веселый и дружелюбный. Квадратный Range Rover демонстрирует уверенность и безопасность, а треугольный Lamborghini передает агрессию и скорость. Ещё концепции форм используют в создании логотипов, архитектуре, урбанистике.

Первичные формы — это условности, которые передают базовые значения добра и зла, дружелюбия и агрессии. Это полезный инструмент в игровом дизайне, ведь игрок должен быстро ориентироваться в мире.

-3

Бывший дизайнер персонажей Sony Крис Соларски приводит в пример классических японских персонажей игр. Марио, Кёрби и Пакман — положительные персонажи, построенные на круговой концепции. Боузер, Мета Рыцарь и Призрак — отрицательные, и основаны на треугольнике.

Ещё один пример грамотной работы с формами — персонажи в Team Fortress 2. Благодаря силуэтам они легко различимы и понятны. Пулемётчик своим видом показывает, что он живучий и медленный — он устойчивый прямоугольник. Разведчик — меньше, компактнее и быстрее остальных. Фигура Шпиона состоит из острых углов, чтобы показать его опасность.

Как формы помогают в раскрытии персонажа

Круг

При создании дружественных персонажей художники ориентируются на округлые формы. Облик торговца Герцога из Resident Evil Village (2021) сделан по круговой концепции, ведь торговец всегда весел и помогает герою.

Дизайн культового Марио основан на круге: от его сферического тела до округлых усов. Поэтому игрок сразу понимает, Марио — положительный и дружелюбный персонаж.

Главный герой платформера Sonic the Hedgehog Ёж Соник появился из желания Sega создать свою версию Марио — дружелюбного и интересного маскота. У Соника вытянутая фигура с округлыми мягкими формами, включая иглы, которые отражают скорость и динамичность персонажа.

Не все положительные персонажи сделаны по круговой концепции, как и не все персонажи с округлыми формами добрые.

Чеширский кот из серии American McGee's Alice — союзник и компаньон главной героини Алисы. Но у него угловатый силуэт, состоящий из острых форм: это передаёт его безумие, загадочность и опасность для всех, кроме Алисы.

Круговая концепция есть у Больших Папочек из серии Bioshock — мутировавших людей в бронированных водолазных костюмах. Они выполняют важную и хорошую миссию: защищают Маленьких Сестричек, которых пытаются поймать и убить бандиты, чтобы заполучить ресурс Эдем. При этом всех, кто враждебен Сестричкам, Папочки жестоко убивают. Разработчики хотели, чтобы внешний вид Папочек ясно давал понять, что они — стойкие и сильные защитники.

Квадрат

Квадраты и прямоугольники универсальны: их можно использовать для добрых и плохих героев. Обычно в эти формы вписывают мужских персонажей, а силуэт подчеркивают костюмом или доспехами.

Например, Мастер Чиф из Halo. Во время первой части концепт-артисту Ши Кай Вану дали простое и ёмкое описание героя: «космодесантник в крутой зелёной броне». Но ранний дизайн не понравился разработчикам — он был слишком округлым, худым и женственным. Один из художников Маркус Лехто посчитал, что персонаж должен ощущаться как «живой танк», и образ поменяли: сделали менее плавным, более угловатым и массивным.

Некоторые художники играют на сформировавшихся ожиданиях от форм, удивляя игроков. Главный герой Metroid Самус Аран тоже обладает массивными доспехами, при том, что Самус — женщина. Сделать женского протагониста придумали в середине разработки, и захотели оставить это сюрпризом. В мануале к игре Самус описывали как мужчину, а истинный пол сообщался только в конце первой части. Со временем дизайн доспехов Самус менялся, но женственная округлая форма брони и плеч присутствовала всегда.

Треугольник

Джеймс Сандерленд и Пирамидоголовый из Silent Hill 2 (2001)
Джеймс Сандерленд и Пирамидоголовый из Silent Hill 2 (2001)

Для опасных противников используют треугольник и острые линии: это передаёт тёмную сторону персонажа через силуэт, без рассказа его предыстории. А противопоставив округлые и угловатые формы, можно визуально показать конфликт между персонажами.

Один из самых известных треугольных противников — Пирамидоголовый из Silent Hill 2 (2001), противоположность главного героя Джеймса Сандерленда, обычного мужчины. Пирамидоголовый выглядит угрожающе из-за своей мускулистой фигуры и массивной треугольной маски.

Леди Димитреску из Resident Evil Village (2021)
Леди Димитреску из Resident Evil Village (2021)

В дизайн противника иногда добавляют округлые формы, чтобы показать его уязвимость или передать идею, что враг необязательно выглядит угрожающе.

Хороший пример — леди Димитреску из Resident Evil Village. Это высокая женщина в платье, подчёркивающем её округлую фигуру. Однако широкополая шляпа придаёт силуэту вид перевернутого треугольника, что намекает на злую сущность героини.

С помощью форм можно передавать механики. В Horizon Zero Dawn у враждебных машин-животных угловатый дизайн, вдохновлённый военной техникой. При этом машины, которые можно взломать и превратить в помощника, обладают округлыми формами.

Иногда треугольник и острые линии используют для добрых персонажей, чтобы показать их силу. Силуэт саппорта Аны из Overwatch треугольный, а у её плаща острые края. Это передаёт смертоносность героини, ведь она — искусный снайпер. Форма другого саппорта Дзенъятты ещё треугольнее, Дзенъятта — сильный и опытный боец. Но круглые сферы вокруг шеи добавляют образу дружелюбности.

Ещё треугольником передают динамичность персонажей. Создавая героя Journey, художники начинали с силуэта обычного человека и постепенно упрощали его: отказались от рук, уменьшили ноги, а в какой-то момент убрали голову. Персонаж превратился в воздушного змея, что показалось разработчикам слишком простым силуэтом. Дизайнер Мэтт Нава решил вернуться назад, остановившись на треугольной фигуре с ногами и симуляцией ткани, чтобы герой ощущался подвижнее.

В видеоиграх важно, чтобы игрок легко понимал, что ему ждать от героя впереди. Самый лёгкий способ добиться этого — создавать персонажа на основе форм. Круг, квадрат и треугольник используют, потому что это — простейшие формы, чьё значение нам понятно сразу. Ориентируясь на них при создании персонажей, вы сможете передать их характер и сориентировать игрока в мире игры.

Если хотите научиться делать персонажей сами, передавать их историю и характер с помощью цветов, форм и деталей — записывайтесь на наш курс по концепт-арту. За 6 месяцев вам помогут прокачать свои навыки рисования и научат быстро придумывать оригинальных персонажей и окружение, без клише и стереотипов, почти не опираясь на чужие работы.