Может быть, "Повести Белкина" - это беллетристическое нелинейное рассуждение о том, что счастье человека, в конечном счёте зависит от способности прощать обидчиков. Истинно счастливы те, кто не позволит горестным воспоминаниям разрушать себя. А подобные воспоминания очень часто связаны с предательством людей, которым мы доверяли.
Смотрел недавно документальный фильм об Ирландии. У женщины-католички из Северной Ирландии радикалы-юнионисты убили сына. Корреспондент спросил, что она чувствует по отношению к убийцам. Она отвечала, что не позволяет ненависти уничтожить её жизнь.
Сильвио захвачен идеей мщения. Он пестует свою обиду, замешанную на тщеславии. Не убить - унизить своего обидчика, сделать явной его слабость, проявить свою силу. Это не восстановление чести, ну никак. Человек больших дарований поглощен идеей своей исключительности. Мне-то ближе, понятнее этот дворянин, который с испугу опять пальнул мимо. Скучал - ел вишни - влюбился - пальнул со страху. Он ведь и простит дурака Сильвио. Ему, именно ему есть за что Сильвио прощать. Обиды или выветриваются или превращаются в уксус. Дело в человеке.
О второй истории я написал вчера. Финал открытый. Подлец, которого ты любишь, не перестаёт быть подлецом. Несомненно, трудная у Марьи Гавриловны задача. Дадим и Бурмину шанс на искреннее покаяние.
В третьей истории сном наказан обидчивый мизантроп.
Четвёртая повесть - контртезис. Поступок Дуни и простительный и объяснимый. Старик чахнет не оттого, что не простил, а оттого, что смертельно горюет. Он не может противостоять печали, он позволяет ей уничтожить свою жизнь. С этим ничего нельзя поделать. Трагичнейший текст. Думаем мы о старике, а в не меньшей степени стоило бы о Дуне. Как простить обиду на саму себя?
Пятый текст мил до невозможности. Испуг куцей кобылки помирил двух пожилых дураков.
Вот как должны разрешаться обиды. Что подвернётся под руку (под копыто), то и следует использовать.
Чтобы иметь возможность весело закричать: "Акулина! друг мой, Акулина!" и поржать, как тонкий и чувствительный Баратынский над повестями прелестного литератора Белкина.
#повести белкина #Пушкин метель #Пушкин барышня крестьянка #Пушкин выстрел #пушкин гробовщик #пушкин станционный смотритель