Найти в Дзене
Мирослав Валькович

Что не так с ответом губернатора про пробки в Краснодаре?

Одним из самых волнующих вопросов на прошедшей пресс-конференции губернатора Краснодарского края был транспортный коллапс в Краснодаре. Меня очень удивил ответ (а скорее расставленные акценты) на то, как краевые власти видят решение данной проблемы.

Не прозвучало ни слова ни про развитие общественного транспорта, ни про необходимость снижения уровня автомобилизации в целом (хотя невозможность расширять улицы и прозвучала), ни про необходимость работать над связанностью внутригородских районов.

Весь акцент был сосредоточен на… “дальнем западном и юго-западном обходе”. Да, именно так. Губернатор видит решение транспортного коллапса в городе Краснодаре именно в введении данных объектов.

Вообще, началось все еще в 2017 году, когда Кондратьев заявил "
Невозможно сделать транспортную логистику, если форма города неверная. Город должен быть круглым, как Москва. Радиальным." отсюда и пошли все эти объездные а-ля "как в Москве".

Сама идея "круглого Краснодара" - тема отдельной статьи. Давайте сосредоточимся на месседже "объездные спасут Краснодар". Так ли это? Если нет, то почему и что же нужно делать?

Для начала, ознакомьтесь со стенограммой. Обратите внимание на фразу “Это позволит пустить весь транзитный транспорт мимо краевой столицы.” (спойлер - не позволит и не весь).

О каком именно транзитном трафике идет речь? Транзитный трафик бывает разный - есть внешний (о чем дальше идет контекст), когда чтобы из населенного пункта А в Б автомобили вынуждены проезжать через пункт В. Есть внутренний транзит, когда изнутри агломерационного района А в район Б нужно совершить перепробег через районы В и Г (но про это речь не шла даже) и есть маятниковая миграция, когда люди живя в одном районе вынуждены ездить в другие районы (в том числе через третьи). Данные виды в основе своей имеют разную природу и требуют разные подходы.

Меня удивляет, как власти просто сами себя убедили, что вся беда с внешним транзитом - вот его уберем и заживем. Но так ли это на самом деле???

Давайте посмотрим на карту Краснодарского края. Основной внешний транзит составляет потоки в направлении север - юг, север - юго-запад. Это касается и отдыхающих в курортный период, и коммерческие маршруты, и грузоперевозки. С появлением Крымского моста, данный транзит значительно увеличился. Но пролегает ли он через ЦЕНТР Краснодара, и играет столь ключевую роль в уровне пробок, как нам пытаются преподнести. Это легко проверить, даже если вы не местный житель. Берем Яндекс.Навигатор и прокладываем.

Основные въездные ворота края - Кущевский район по трассе М-4 Дон. Давайте представим, что мы хотим попасть из центральной России в Крым.

Как видим, никаким образом наш маршрут не лежит через Краснодар, нужно специально постараться, чтобы туда попасть.

Может в Новороссийск? Тоже никакого смысла ехать через, условно, Ростовское шоссе или ул.Ставропольскую просто нет. Можно еще проложить через М4-Дон, в районе пос.Знаменского - но все равно ни о каком транзите в указанных губернатором местах речи не идет.

-2

Может на курорты нужно ехать через Краснодар??? Тоже нет. Исключительно через М4-Дон, но по данному участку вопрос на пресс-конференции даже не поднимался (а зря, это тема отдельного разговора).

-3

Следовательно, про внешний транзитный трафик, как фактор сложной транспортной обстановки внутри Краснодара, нет смысла вообще говорить (за исключением М4).

Теперь давайте спустимся на локальный, внутренний трафик. Для этого поймем, о каких именно проектах объезда идет речь. Больше всего внимания уделяется Дальнему западному обходу Краснодара (ДЗОК). Его трассировка, примерно(!), выглядит следующим образом.

-4

Вот, уважаемые коллеги-водители, скажите, вам, жителям Краснодара сильно поможет данный обход, который будет проходить в километрах так 20 от основных существующих маршрутов?

Живя, скажем, в пос.Знаменском и вам нужно попасть, на “Красную площадь” - противоположный край города, вы поедете по нему? Мне кажется ответ очевиден.

Примерно вот такие у вас варианты маршрута, кратчайший займет 1 час 14 минуты с учетом вечерних пробок. А теперь сами представьте вариант, с выходом на ДЗОК, через Динскую, Новотитаровскую и пр. (оно вам надо?)

-5

Или давайте смоделируем другой вариант. Некий гражданин живет в ст.Динской и ему нужно на работу на Красную 35.

Сейчас у него варианты примерно следующие, кратчайший из которых займет 1 час 44 минуты.

-6

И даже если он воспользуется объездной, он все равно будет вынужден с нее заехать либо через Ростовское шоссе (которое стоит), либо через ул.Дзержинского (которое тоже стоит), и в любом случае он будет загружать саму ул.Красную. Какие бы мы прекрасные и скоростные объездные не делали, внутренний трафик все равно вернется на наши узкие городские улицы, потому что во внутреннем транзите точки притяжения находятся в самом городе, а количество машин не изменится.

Таким образом мы видим, что объездные - это конечно хорошо и важно, особенно для тех населенных пунктов, рядом с которыми они проходят. Любая дополнительная связанность между районами и населенными пунктами благо. Но! Это не может служить панацеей от пробок, особенно в условиях Краснодара! Тем более что на них будут потрачены огромные средства, которые могли бы быть потрачены с большей эффективностью, если заниматься уже внутригородскими проблемами.

А вот маятниковая миграция - действительно представляет из себя значимую долю городского трафика.

-7

Что же делать?

Во-первых, мы вообще не услышали у губернатора ни слова про развитие общественного магистрального транспорта. Приведу пример на тех же моделях.

Например, житель того же пос.Знаменского при реализованном проекте Наземки смог бы добраться быстро и надежно до Красной площади за 46 минут (вместо 1 часа 14 минут).

Житель же Динской, на работу на Красную 35 сможет добраться на электричке за 59 минут до ст. “Краснодара 1” плюс 7 минут на автобусе 2Е итого за 1 час и 6 минут, вместо 1 часа 44 минуты - согласитесь, значительная разница. При этом, он сэкономит время, деньги и дорожное пространство, равно как и парковочное место. Понятное дело, что Наземка, увы, не везде возможна - не во всех районах есть ЖД. Но это лишь показывает, что запуск КАЧЕСТВЕННОГО магистрального общественного транспорта сможет значительно снизить нагрузку, в том числе маятниковой миграции. Вот о чем следовало бы говорить в первую очередь. Вот на что нужно сделать максимальные приоритет в решении транспортной проблемы города.

Во-вторых, нужно увеличивать связанность между районами, прежде всего, путепроводами через железную дорогу и реку Кубань.

Тут мы перейдем ко второй части - проекту Южного обхода (который, кстати, в большей мере проходит по территории республики Адыгеи). Точнее юго-западного, поскольку сам по себе южный обход существует.

Вот как выглядит, примерно, его трассировка.

-8

На пресс-конференции губернатор сам привел пример, дескать, “чтобы жителям Гидростроя было удобней добираться до ЮМР”. Ну, что же. Давайте смоделируем эту ситуацию.

Яндекс нам предлагает оптимальным на данный момент следующие маршруты, кратчайший из которых займет 1 час 20 минут.

А вот тоже самое, но через южный обход.

-10

Да, по времени лишь на 15 минут дольше, но обратите внимание, что нам все равно придется пересекать либо тургеневский, либо яблоновский мост, а там создавать помехи уже по внутрирайонным улицам. Напомню, в ЮМР с южного обхода никакого моста не предусмотрено. Хотя при строительстве все равно придется пересекать Кубань в районе Хомутов- так может эффективней бы было сделать мост, скажем на Вишняках, где востребованность и трафик уже сейчас значительно выше?

Если же мы уйдем еще и на юго-западный обход, то это добавит и время, и сложность уже на ул.Лукьяненко - Красных партизан. Т.е. мы просто переносим трафик с одного места в другое. Облегчая ситуация на ул.Ставропольской, забиваем машинами ул.Кубанскую Набережную. Это не решение проблемы. Как верно отметил сам губернатора - от перемены мест слагаемых, сумма не меняется.

Именно поэтому, помимо развития общественного транспорта (кстати, в данном конкретном примере и водном), необходимо увеличивать СВЯЗАННОСТЬ между районами. Для этого обратимся к генеральному плану, про который все дружно забыли.

-11

Мы видим южный коридор в створе ул.Воронежской через большой Солнечный остров, что действительно вместе с прокладкой трамвая (о чем ни слова не сказано на пресс-конференции) сможет частично снизить нагрузку и на ул.Ставропольскую и на ул.Селезнева, а также упростить сообщение ГМР-ЮМР не загружая въездные мосты.

Или заявленный, но по непонятной причине тормозящий, Восточный транспортный коридор, который, во-первых, связывает дополнительными путепроводами разделенный районы (в створе ул.Шевченко, ул.Лизы Чайкиной и пр.), во-вторых создает отличную связанность центра с восточными районами города, разгружая Северные мосты.

-12

Или вот, ул.Путевая - ул.Ипподромная или ул.Гаврилова - ул.40 лет победы.

-13

Таких участков предусмотрено и рассчитано специалистами огромное количество. Туда хоть кто-то изредка заглядывает?

Я уже молчу про скандальный участок в створе ул.Красных Зорь, под новую дорогу и трамвай, которые должны были значительно облегчить транспортную доступность Восточно-Кругликовского микрорайона.

Так вот, если стоимость Дальнего западного обхода составляет порядка 41,5 млрд. руб., с сомнительной эффективностью для решения проблем в самом городе, то важнейший и реально эффективный восточный транспортный коридор - 15 млрд. Т.е. еще можно было бы построить и южный коридор в ГМР и трамвайные линии в придачу.

Ну или для сравнения 41,5 млрд - это примерная стоимость 2000 современных автобусов повышенной вместимости, либо комфортных троллейбусов (при том, что в КТТУ сейчас всего 114 автобусов, и те не все с кондиционерами).

Все это не означает, что обозначенные обходы не нужны краю. Нужны, безусловно! Но вопрос в эффективности в решении конкретной проблемы в конкретном Краснодаре и в приоритетах. И они расставлены неправильно.


P.S. Мне подсказывают, что я забыл упомянуть - Дальний западный обход будет платный.