Для вербовки советских разведчиков ЦРУ в 50-х годах создало специальную программу "Redcap". Отправной точкой послужил конфликт в Корее. Войска Северной Кореи 25 июня 1950 года перешли границу и напали на южного соседа. Американцы опасались, что подобный сценарий может повториться и в Германии. Чтобы этого не произошло нужно было всегда быть в курсе планов "Советов".
Где же брать информацию? Конечно из первых рук! Программа "Redcap" подразумевала стимуляцию дезертирства и предательства в рядах сотрудников советских спецслужб. Под программу попали многие советские разведчики. Кого-то было легко завербовать. Кто-то сопротивлялся.
И вот американцы вышли на советского разведчика Бориса Наливайко. Только вот похоже, что они плохо представляли кто перед ними. Наливайко в 41-ом ушел добровольцем на фронт. Сражался под Ленинградом с фашистами, был ранен, демобилизовался и попал служить в разведку. Его направили служить сперва в Берлин, а потом перевели в Вену.
В Вене Наливайко "работал" под прикрытием выдавая себя за консула. Здесь его и попытались завербовать. Нужно сказать, что внимание американцев Наливайко привлек еще в Германии. Там он познакомился с неким немецким журналистом Греем. Позже Грей приехал и в Вену. Там он выследил жену Наливайко, когда та гуляла с дочерью, выскочил из машины со словами, что с ней хочет поговорить мистер Мэннинг.
Мы с мамой шли по венской улице, когда рядом остановилась машина. Из нее вышел папин знакомый Грей. Он - журналист-немец, женатый на украинке. Потом они уехали в Штаты. Вероятно, Грей работал на американцев. Встречались они с отцом еще в Берлине, и теперь знаю, что был у них для этого взаимный интерес (Воспоминания дочери Бориса Наливайко, Светланы. Опубликовано: Российская Газета № 208(7966))
Мистер Мэннинг внезапно тоже появился из машины и громким голосом заявил "Борису Яковлевичу угрожает опасность, передайте ему этот пакет!". Только вот жена Наливайко отлично понимала, что это провокация. Если бы она взяла пакет, то ее бы сфотографировали, а потом шантажировали этим снимком. Она ответила, что все передачи только через консульство и попыталась уйти.
Мистер Мэннинг не отставал. Он сам развернул пакет демонстрируя его содержимое. Там лежала газета с заголовком "Русский консул - шпион". Жена Наливайко опять не взяла пакета, а вернувшись домой обо всем рассказала мужу. В итоге Борис Наливайко связался со своим руководителем и они стали думать, что же делать.
Самым разумным было вернуть Наливайко в Москву. Но русские разведчики решили сыграть в игру с западными "коллегами". Расчет был на то, что Грей позвонит, как старый друг, и извинится за Мэннинга. Так и случилось. Борис назначил ему встречу в парке без всяких "Мэннингов", один на один. На встрече Бориса интересовала не только скандальная статья, но и судьба перебежчика Петра Дерябина. Грей сказал, что с этими вопросами может помочь только Мэннинг и вновь предложил встречу.
Она состоялась в венском кафе "Гартенбау" за парой кружек "пенного". Борис Наливайко пришел не один. С ним пришла переводчица и за местом следили двое сотрудников "на подстраховке". Грей и Мэннинг явились в запланированное время и начали вести непринужденный разговор. В конце концов все свелось к тому, что американский агент мог гарантировать Наливайко выезд в США с женой и дочерью. Борис потребовал письменных гарантий.
Тогда то Мэннинг и вытащил официальную бумагу. Ее и нужно было заполучить, чтобы доказать что американцы устраивают свои "грязные игры". Мэннинг не очень хотел давать в руки бумагу советскому разведчику. Но Борис изобразил разочарование, дескать он пришел на важную встречу, а ему здесь не доверяют. Даже хотел встать и уйти и только тогда американец сдался.
Борис взял в руки лист пробежал глазами, а затем быстро засунул его в карман. Мэннинг и Грей ничего не успели предпринять, как Борис уже выплеснул содержимое своего бокала в лицо Грею, а второй рукой влепил пощечину Мэннингу. Несколько секунд замешательства и американец попытался отобрать бумагу, но тут на помощь подоспели ребята из прикрытия, которые не только помешали Мэннингу, но и отобрали у него пакет с газетой.
В это же время переводчица позвонила в комендатуру. Там попеременно могли дежурить либо наши, либо союзники. Но при планировании операции время было выбрано так, чтобы на месте находился советский наряд. Приехавшие офицер и солдаты скрутили Мэннинга и Грея и отвезли в комендатуру.
В результате у советской разведки оказалась в руках фальшивая статья для шантажа и письмо с гарантиями от Госдепа. В прессе разразился нешуточный скандал. Американцам пришлось отозвать Мэннинга и Грея. Так разрекламированная программа "Redcap" потеряла свой авторитет в глазах западных чиновников.
Нужно сказать, что простые американские разведчики и без этого случая смотрели на "Redcap" скептически. Вербовкой они занимались и без всяких программ. А вот бегство и дезертирство "вражеского разведчика" было нежелательным, так как обрывались все его связи и он не мог больше предоставлять информацию. Дезертирство играло на руку только журналистам и пропагандистской машине, мол "смотрите, их разведчики вовсю бегут из "Империи зла".
Как бы то ни было, но в кафе "Гартенбау" Борис Наливайко не только переиграл ЦРУ, но и показал, что наши разведчики все еще верны своему Отечеству. Американцы же были опозорены и стали с опаской относится к вербовке советских агентов.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.