Глава 4. Опасное молчание «Сожаления о сделанном могут утихнуть со временем, сожаления о несделанном не пройдут никогда». Сидни Харрис1 Когда психологическая безопасность находится на низком уровне, на карту поставлен не только успех бизнеса. На многих рабочих местах люди сталкиваются с физически небезопасными или не соответствующими стандартам условиями и боятся сообщить о них. Или подвергаются нападкам и унижениям с чьей-то стороны, но не говорят об этом руководителям или консультантам. Подобное молчание, к сожалению, ведет к распространению разочарования, тревожности, депрессии и даже физическому ущербу. Короче говоря, мы живем и работаем в сообществах, культурах и организациях, где молчание может быть опасным для здоровья. В этой главе мы рассмотрим, как молчание сотрудников приводит к ущербу, который можно было предотвратить. Вы прочитаете истории в основном, но не только, из отраслей, связанных с повышенным риском. В этих историях люди не могли высказать свое мнение, и их молчание создало условия для физического и эмоционального ущерба. Говорить всегда нелегко, но иногда, как мы увидим в главе 5 и 6, люди чувствуют, что это безопасно и необходимо. И это дает каждому шанс выработать конструктивные решения и избежать губительных последствий. Мы начнем с историй молчания, которое привело к крупным катастрофам в условиях, когда риск и повседневная работа пребывают в шатком равновесии. Два первых несчастных случая произошли в небе. Следующие истории развернулись в больничной палате, во время цунами и, наконец, в изменчивых условиях общественного мнения.