Моё знакомство с творчеством Фаулза началось не стандартно. Первой я прочитала "Мантиссу" и книга ввергла меня в такой дуализм, что я долго не могла понять: мне понравилось или это бред полный? Потом был "Волхв", после "Женщина французского лейтенанта"... и каждый раз взрыв, плеяда эмоций, разрыв шаблонов и мозгов. В общем, вопрос о "Коллекционере" был делом времени. Ну как можно не прочитать первый роман Фаулза, зайдя так далеко? Прочитала и боги интернета сразу заботливо подсунули мне экранизацию. Фильм Уильяма Уайлера 1965 года. Плавное тягучее повествование с нотками полного помешательства и обречённости затянуло и всё, что я испытывала при прочтении романов Фаулза догнало, накрыло с головой и не отпускало до первой строчки титров.
Так какая она экранизация "Коллекционера"?
(без спойлеров)
Отзывы о фильме двоякие, кто-то говорит что "книга лучше", другие полностью поддерживают фильм. Но я не хочу в лоб сравнивать бумажный источник с киноверсией – здесь никогда не будет истины. Я стремлюсь поделиться впечатлениями от ленты и порекомендовать её своим читателям.
Сюжет:
Фредди Клегг – мелкий банковский сотрудник и коллекционер бабочек. О таких как он ещё Чехов говорил – "Человек в футляре". Фредди зажат и скромен, он, как его бабочки на булавках, не живёт полной жизнью, а лишь приколот к этому миру. Однажды Клегг влюбляется в красивую студентку, но нерешительность и полное отсутствие опыта в общении с женщинами не позволяют ему пойти на контакт. Мужчина решает похитить Миранду и, увезя в отдалённый дом, влюбить в себя...
Теренс Стэмп в роли Фредди шикарен. Ему настолько точно удаётся передать весь спектр эмоций и внутреннюю борьбу героя с его демонами, что ты прилипаешь к экрану и ловишь каждый взлёт брови, незначительный взгляд, поворот плеча... На подсознательном уровне ты понимаешь, когда именно происходит слом Клегга, когда желание обладать Мирандой меняет свой вектор и переходит в коллекционирование "любви".
Саманта Эггар, сыгравшая Миранду Грэй тоже хороша, хотя порой она мне казалась менее убедительной. Складывалось впечатление, что весь фильм паровозит на себе Стэмп, но потом девушка показывала класс!
Отдельный вид прекрасного – атмосфера. Лента пропитана нотками безумия и обречённости. Это именно то состояние, которое испытываешь при прочтении романов Фаулза. Термин "саспенс" раскрыт здесь во всей красе! При этом отношение к героям меняется по мере повествования. Ты сопереживаешь Фредди, не понимаешь Миранду, потом весы качаются и ты уже не знаешь кто есть кто... жертва-преступник – границы размываются. Очевидные, на первый взгляд, вещи: он похитил – он плохой, вуалируются и ловко ускользают.
Да, лента далека от идеала, если сравнивать с книгой и может показаться, что от зрителя что-то утаили. Но, после просмотра, режиссёру удаётся добиться желаемого. Ты сидишь, вырванный из хрупкого мира Фредди и просто хочешь подумать...
Это стоящий триллер, который можно и нужно посмотреть вечером, желательно, в одиночестве.
Поддержи меня лайком и подпишись на канал.
Готово? Читай, смотри, вдохновляйся!