6 июля 1943 года рота танков Т-34, где командиром экипажа был недавний выпускник Харьковского танкового училища гвардии старший лейтенант Владимир Бочковский заняла оборону у деревни Яковлево Белгородской области.
В задачу роты входило перекрыть шоссе Белгород-Обоянь, откуда противник мог штурмовать Курск. В роте командирами экипажей были только бывшие курсанты, учившиеся вместе с Бочковским в училище, эвакуированным в Чирчик.
Советские танкисты не знали, что на них движется колонна немецкой танковой дивизии "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер". А это 80-100 танков, среди которых были и "Тигры".
Советские танкисты били немецкие танки из засад, выдерживая при этом воздушные атаки. В бою погибла практически вся рота - товарищи по учебе Бочковского. Только его танк и остался целым. Получив приказ на отступление он вывез 12 оставшихся в живых танкистов в тыл, ведя на буксире ещё один сильно поврежденный танк.
Зато и рота подбила за два дня боя 26 вражеских танков
За эти бои Бочковский был награжден орденом Красного Знамени.
Оставшийся в живых единственный выпускник танкового училища Бочковский после этого начал воевать за всех своих погибших товарищей.
В ходе наступления в Западной Украине Бочковский участвовал во внезапном захвате города Чортков (Тернопольская область). Город был взят во время танкового рейда и его батальон из 1-й гвардейской танковой бригады удерживал Чортков до подхода основных сил без какого-либо пехотного прикрытия. За умелое руководство подразделением и личное мужество Бочковский стал Героем Советского Союза.
А 27 марта 1944 года Бочковский выдвинулся со своим танковым батальоном вглубь вражеской обороны и внезапно появился на железнодорожной станции города Коломыя.
- С аэродрома постоянно взлетали и садились на него транспортные самолеты. На железнодорожной станции города скопилось более сорока эшелонов с различными грузами. Один из них с «тиграми». Наши танки расстреливали их прямо на платформах. Во время боя эшелоны начали движение. Отец приказал старшему лейтенанту Духову, младшему лейтенанту Бондарю и лейтенанту Большакову догнать и остановить их. Когда «тридцатьчетверки» на максимальной скорости догнали головной эшелон, механик-водитель из экипажа Бондаря вывел танк на насыпь и боком аккуратно толкнул шедший полным ходом паровоз. Паровоз накренился и упал на противоположную сторону. За ним с грохотом полетели и вагоны со всем содержимым. Все остальные эшелоны вынуждены были остановиться. Враг не ушёл. Наверное, это единственный в истории пример, когда танк таранил паровоз и остался без повреждений - рассказывает о своем отце сын Бочковского в воспоминаниях
После этого участие в Висло-Одерской операции. И снова Бочковский в танковом рейде. Он присоединился к колоне отступающих немецких войск и смог вместе с ними неопознанным войти в польский город Нове-Място, который был захвачен внезапной атакой. Потом были бои под Франкфуртом-на-Одере и на Зееловских высотах, где Бочковский был тяжело ранен в живот. Там война для Бочковского закончилась.
Но не служба в армии - после излечения 35 лет служил в Советской Армии. В отставку генерал-лейтенант Бочковский вышел в 1980 году. На пенсии жил в родном Тирасполе.
Статьи канала "История и культура Евразии" за апрель 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 18 апреля 2022 года
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за март 2022 года