Страна простилась с Александром Борисовичем Градским. Певца, композитора, автора песен, не стало ночью 28 ноября. В память о нём уже было выпущено множество материалов, статей, телевизионных переда, казалось бы, всё уже сказано, но пройти мимо этого печального события я не мог. На своём канале я обычно не пишу некрологов и биографических материалов, стараясь акцентироваться на образцах творчества. Наследие Градского как певца и как автора – огромно и многогранно, масштаб его личности настолько велик, что в мемориальной публикации я смогу вспомнить лишь некоторые эпизоды и грани творческой деятельности музыканта.
По печальному стечению обстоятельств Александр Борисович ушел в день матери, сам он рано потерял маму, но она осталась для него очень важным человеком, большую часть жизни в память о матери, он носил её девичью фамилию, решив стать Градским. При рождении будущего музыканта звали Александр Фрадкин.
Человек со сложным характером, принципиальный, местами жесткий, не стесняющийся резких высказываний профессионал, талантливый человек со своими четкими представлениями о культуре, музыкальности – таким он запомнился современному поколению телезрителей, восседая в красном кресле популярного музыкального телевизионного шоу «Голос». Таким он был и на протяжении всей своей творческой жизни. Большой человек, большой артист, которого любили и уважали, к которому прислушивались.
Градского называли «папой русского рока», хотя сам он это определение не любил и не признавал. Однако в истории отечественной музыки он останется как один из основоположников того явления, которое меломаны, журналисты и музыканты условно обзовут термином «русский рок». В юные годы он был вокалистом ВИА «Славяне», считающегося одной из первых отечественных рок команд, которая вопреки названию пела по-английски, а в 1966 г. создаст группу «Скоморохи». В ней он получит первую известность, начав исполнять материал на русском языке. Коллектив просуществовал недолго, оставшись в памяти как ярчайшее музыкальное явление своего времени и дав мощный импульс молодым музыкантам, которые сегодня уже умудренные сединами «легенды русского рока».
Для Градского не существовало жанровых границ, он пел и рок, и эстраду, и народные песни, и оперу. Как автор создавал очень разные произведения, порой на одной пластинке представляя целый калейдоскоп стилей. Считается, что именно ему принадлежит первая в Советском Союзе мини рок-опера, литературной основой которой послужило произведение Корнея Чуковского «Муха Цокотуха». Для него было совсем не важно, в какой нише работает музыкант, певец, композитор. Именно Александр Градский в своё время высказал мысль, которую, признаться, я часто использую в своих публикациях, когда речь идет о поп-культуре. «Попса – это когда плохо, когда хорошо – это популярная музыка».
Александр Борисович был выдающимся певцом, вокалистом с огромным диапазоном, узнаваемой вокальной манерой, он пел на разрыв, отдавая музыке себя целиком. Он снискал популярность и признание не только в СССР и России, но и на международному уровне. Ещё в начале 70-х американское музыкальное издание Billboard назвала Градского «звездой года».
Песни советских композиторов.
У каждого артиста есть песня, которая выделяется на фоне огромного творческого наследия, как наиболее узнаваемая в массах. Для Градского такой стала композиция «Как молоды мы были», созданная великими авторами, живыми легендами советской песенной культуры Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Впервые Градский исполнил ее в 1976 г. в ныне уже подзабытом фильме «Моя любовь на третьем курсе». Сама Александра Николаевна, выступившая в качестве композитора этого фильма, признавалась, что не помнит картину. Градский, в те годы молодой патлатый музыкант, «король рока», как охарактеризовала его Пахмутова, при первой встречи предложил прославленному композитору изменить тональность песни, и это предложение было принято. Такой, как мы её знаем, песня Пахмутовой стала, в том числе, и благодаря Градскому.
Именно с этой песни и с первого знакомства началось сотрудничество и дружба Александра Борисовича с легендарной творческой семьей. Он пел и другие песни Пахмутовой и Добронравова: «Яростный стройотряд», для того же художественного фильма, спортивный хит «Мне с детства снилась высота».
Была в репертуаре Градского композиция «Нам не жить друг без друга», также известная в исполнении Муслима Магомаева. Он перепевал и магомаевскую «Мелодию».
Песням Пахмутовой в исполнении Градского и прежде всего их главному совместному хиту я уже когда-то посвящал отдельную публикацию. Ссылку оставлю в конце публикации.
«Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять», - эти строки, написанные Николем Николаевичем Добронравовым, отлично характеризуют жизненное и творческое кредо А.Б. Градского. Он себя не терял -гнул свою линию и оставался собой, не опираясь ни на какие авторитеты, и не под кого не подстраиваясь. Оставаясь популярной и уважаемой личностью, он никогда не заигрывал с «шоу-бизнесом», не искал дешевой славы, говорил и делал то, что считал нужным.
Как певец Александр Борисович талантливо исполнял произведения разных авторов. Из творений советских композиторов, наряду с песнями Пахмутовой стоит вспомнить композиции из альбома «Как прекрасен этот мир» Давида Федоровича Тухманова. Градский исполнил песню «Джоконда» на стихи Татьяны Сашко, супруги Тухманова, и песню «Жил был я».
У композиции "Жил был я" достаточно интересная история. Основой для неё стало стихотворение Семена Кирсанова, опубликованное в журнале «Знамя» и авторском сборнике «Зеркала». Поэтическое произведение нашла и предложила для песни жена композитора. Она часто подбирала для мужа литературный материал. Когда песня была готова, возникли проблемы с цензурой. Песню не захотели пропускать из-за словосочетания «Пустота постели», его потребовали заменить, иначе песня не будет издана. Тухманову пришлось связываться с автором текста. Прямо по пути из Дома записи он позвонил Кирсанову, представился и объяснил ситуацию. Поэт был явно не доволен попыткой вмешательства в его творение, попросил музыканта перезвонить. Тухманов многократно пытался ему дозвониться, а когда это, наконец, удалось, поэт скупо сказал: «Нежилые стены, нежилые стены вместо «пустоты постели» и бросил трубку.
Авторские песни Александра Градского
Основное внимание хотелось бы уделить авторским произведениям Александра Градского. Как композитор он писал песни на классические стихи отечественных и зарубежных поэтов, работал в соавторстве и сам сочинял тексты. Вспомним несколько его памятных произведений разных лет.
«Скоморохи»
Ст. В. Сауткина.
У каждого исполнителя есть своя «визитная карточка». Так принято называть наиболее узнаваемое, популярное в массах музыкальное произведение. Многие коллективы имеют "формальные" визитные карточки - песни, с тем же названием, какое носит группа. Была такая и у «Скоморохов». Сами участники коллектива в воспоминаниях именуют её гимном. Автор текста «гимна» - поэт-песенник Валерий Сауткин, написавший несколько текстов для репертуара «Скоморохов» на раннем этапе свой творческой карьеры. Валерий вспоминал, что слова для песен стал писать в 1967 г. «Скоморохи» были одним из его первых коллективов Песня «Скоморохи» написана в начале 70-х.
К слову, одним из участников коллектива «Скоморохи» был Александр Буйнов, позже выступавший в «Веселых ребятах» и сделавший яркую сольную карьеру. «Московский пустой бамбук», чьи «финансы поют романсы» начинал свою творческую деятельность при участии и под влиянием Александра Борисовича. В группе Градского он играл на клавишах, был автором части материала. Полярно разные на позднем этапе творчества музыканты сохранили дружеские отношения. В своих воспоминаниях Буйнов фамильярно называет тезку и коллегу «Саней».
Гимн группы, песня «Скоморохи» открывает классическую пластинку «Размышления шута», куда вошли композиции, записанные в 1971-1974 году. Впоследствии значительная часть этого альбома была переиздана в первой части сборника «Золотое старьё» 1996 года.
С этой песней «Скоморохи» выступали на двадцатилетии группы «Машина времени», коллектив во главе с Андреем Макаревичем, созданный тремя годами позже «Скоморохов» справил эту дату в 1989 году. К тому времени «Скоморохи» уже не существовали, Градский давно занимался сольной и композиторской деятельностью. Судя по всему, реуньон произошел специально в честь дня рождения коллег.
«Мы, разинув рот, смотрели на выступление группы «Скоморохи», нам казалось, что мы никогда так не будем играть. Это была лучшая группа того времени», - вспоминал Андрей Макаревич о первых творческих годах, объявляя выступление «Скоморохов»
«Синий лес»
Одна из первых, и в последствии, самых известных, песен группы «Скоморохи» - лирическая композиция «Синий лес», слова и музыку Александр Градский написал сам. Датой создания песни указываются 1965 или 1966 годы.
«Я написал ее в троллейбусе №17, ехал от Киевского вокзала к себе на Мосфильмовскую. Мне было 16 с половиной лет, я воображал себя крутым, думал, что скоро стану знаменитым, буду петь, писать музыку, сниматься в кино!»
- такой комментарий из истории этой композиции Александр Градский дал во время её исполнения на одном из концертов в 2004 году.
Песня представлена на альбоме «Размышления шута», в сборниках «Золотое старьё» и «Легенды русского рока».
«Любовь»
(из. х.ф. «Романс о влюбленных») Ст. Б. Окуджавы.
Александр Градский часто пел в советских художественных фильмах, и сам писал музыку для кино. Первой его работой в качестве кино-композитора стал фильм 1974 года «Романс о влюбленных», снятый представителем творческой династии Андреем Михалковым-Кончаловским.
«Я сразу знал, что только он будет писать музыку к моему фильму «Романс о влюбленных». Это было абсолютно ничем не мотивировано, кроме веры в его талант и музыкальность»,
- так режиссер рассказывал о своём решении пригласить молодого музыканта Градского, в качестве композитора.
Для этого фильма Градский написал несколько песен. Его «Колыбельную» в финале картины исполнила Валентина Толкунова. Сам Градский подарил свой голос главному герою Сергею Никитину, эту роль исполнил актер Евгений Киндинов. Дуэтом с Зоей Харабадзе, которая пела за Таню, героиню Елены Кореневой, Градский за кадром исполнил песню «Любовь» на стихи великого барда Булата Шалвовича Окуджавы.
Фильм в своё время пользовался большим успехом. Популярной также стала написанная и исполненная Градским в этой картине «Песня о птицах». Стихи написал Николай Глазков.
«Ты сказала: «Довольно!» («Кроха»)
Двухсерийный телефильм «Камертон» 1979 года, снятый режиссером Виленном Новаком рассказывал о жизни и проблемах подростков, учеников 9-го класса. В этом фильме Александр Градский не только выступил как композитор, но и сам появился в кадре в роли самого себя. В одном из эпизодов в школьном классе он исполняет внешне простенькую, но цепляющую песню «Ты сказала: Довольно!», она также известна, как «Кроха» или «Песня про кроху». И музыка, и слова написаны Градским.
«Песня о друге»
В 1980-м году в разгар московской олимпиады ушел из жизни актер, поэт, автор и исполнитель песен Владимир Семенович Высоцкий. Это трагичное событие не оставило равнодушным многих деятелей музыкального мира. В прошлом году, к сорокалетию со дня кончины Высоцкого я выпускал на канале подборку песен, посвященных его памяти. В их числе была и композиция Александра Градского, написанная «по горячим следам», в год смерти Высоцкого и по названию совпадающая с одной из самых известных песен самого Владимира Семеновича – «Песня о друге». С момента той публикации прошло много времени, вновь обращаюсь к этой композиции, теперь уже в память о её авторе -Александре Борисовиче Градском. С Высоцким он знаком лично знаком не был, но поёт о нём как о близком человеке, друге.
«Песня о Монте Кристо»
(из. х.ф. Узник Замка Иф)
«Узник замка Иф» - приключенческая историческая драма совместного производства СССР и Франции по мотивам романа Александра Дюма. Двухсерийный фильм вышел в 1988 году, снял его режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, музыку и песни писал Александр Градский. Известно, что Георгий Эмильевич долго подбирал композитора для этой киноленты, перепробовал многих авторов и, в конце концов, решил обратиться к Градскому.
Александр Борисович рассказывал об этом в интервью, опубликованном с названием «Маленький романс о Градском» в «Подмосковных известиях» от 1 февраля 1992 года.
«Режиссер позвонил мне по телефону как-то раз и говорит: "Я уже предлагал написать музыку десяти композиторам и восьми поэтам, в том числе и другу твоему Макаревичу, но мне не удается применить к фильму то, что они сделали". Я говорю: "Знаешь, Георгий, странно, что за идея у тебя - ты предлагал писать музыку к фильму Матецкому, Чернавскому, Тухманову, Гладкову, Рыбникову, Макаревичу, ну, а теперь - мне? У тебя просто нет единого видения того, какая должна быть картина!". Он мне ответил: "Ты у меня был "на закуску". И этим "купил" меня. Он дал мне точную установку темы - за три дня я написал стихи в гостинице на гастролях и потом сделал ему больше четырех часов музыки»
Всего в фильме прозвучала 7 песен в исполнении Александра Градского, в том числе «Песня о Монте-Кристо», озаглавившая студийный альбом Градского с музыкой и песнями из этой картины. Пластинка «Монте Кристо» выпущена в 1989. В аннотации к альбому Александр Градский называет опыт сотрудничества с Юнгвальд-Хилькевичем «счастливым случаем» и указывает, что эта работа была трудной и легкой одновременно.
«Я – Гойя»
Ст. А. Вознесенского
Александр Градский положил на музыку одно из самых известных поэтических произведений Андрея Вознесенского «Я – Гойя». Стихотворение военной тематики, написанное молодым поэтом в 1959 году, отражает новаторские тенденции в его творчестве. По ритмике и размеру это, казалось бы, не самый подходящий и совсем не простой материал для написания песни. Александр Борисович – большой профессионал, никогда не искавший легких путей, создал небанальную, яркую композицию на эти стихи.
Песня Градского написана в 70-х, была издана на альбоме «Размышления шута» и на пластинке «Мелодии» «Александр Градский и группа Скоморохи», состоящей из песен на стихи Бернса и Вознесенского.
«Песня о маятнике» («Бардовская»)
(из. х.ф. «В августе 44-го»)
На рубеже тысячелетий, уже признанный мэтр рока и эстрады, опытный кино-композитор Александр Борисович Градский пишет музыку к военной драме Михаила Пташука «В августе 1944-го». В фильме прозвучала композиция известная как «Песня о маятнике» или «Бардовская», с текстом, музыкой и в исполнении Александра Градского. По словам автора, песня писалась не для фильма, а «сама по себе», он просто предложил её режиссеру.
Вот, как об этом рассказывал Градский:
«Я не писал эту песню на заказ. Она просто сочинилась. Придумались стихи, потом — музыка. Режиссеру она понравилась, да и ленте подошла»
Композиция войдет в состав альбома Александра Градского «Хрестоматия» 2003 года.
Эпилог
Упомянутое в этой публикации – лишь малая часть музыкального наследия, которое оставил после себя Александр Борисович Градский. Он обладал «музыкальным чутьём», часто прямо говорил о судьбе и перспективах тех или иных исполнителей и оказывался прав. Неоднократно Александр Борисович предугадывал победителей шоу «Голос», где был наставником в первых четырех сезонах, а в этом году вновь вернулся в проект и работал на нём до последних дней жизни. Представители его команды занимали первые места чаще других, что говорит о мастерстве педагога. Участники, победители и финалисты разных лет составили часть труппы музыкального театра «Градский-холл», созданного Александром Борисовичем в 2015 году. Слово «наставник» применимо к нему далеко не только в контексте «Голоса», Градский так или иначе оставил след в творческой судьбе многих музыкантов разных поколений, всегда поддерживал талантливую молодежь. Наследие Александра Борисовича, его опыт, его музыкальная философия будут жить в том числе и в его учениках.
Светлая память Александру Борисовичу Градскому.
Материал создан на базе информации из открытых источников, рассчитан на широкую аудиторию.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.
Читайте также:
"Как молоды мы были и другие песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова в исполнении Александра Градского .