Главная тема ноября — скорая государственная помощь бизнесу. Она включает льготный кредит по ставке 3% годовых, субсидии бизнесу за нерабочие дни и карантин. Какие еще законодательные нововведения коснулись предпринимателей, — рассказываем в статье.
Субсидии на сотрудников за нерабочие дни
Малый и средний бизнес из пострадавших отраслей, а также социально ориентированные НКО могут получить госпомощь в размере МРОТ на одного сотрудника.
Субсидия положена организациям и ИП, которые соответствуют установленным требованиям.
- Компания числится в реестре МСП, реестре НКО или реестре СОНКО по состоянию на 10 июля 2021 года — для коммерческих предприятий и на 1 июля 2021 года — для НКО.
- Основной вид деятельности по ОКВЭД относится к списку пострадавших отраслей. Например, получить субсидию могут кинотеатры, музеи, стоматологические клиники и салоны красоты. Полный перечень приведен в приложении № 5.
- Задолженность по налогам на 1 июля не превышает 3000 рублей.
- Компания не ликвидируется и не банкротится.
Важно! Право на субсидию можно проверить по ИНН компании в сервисе налоговой инспекции.
Размер субсидии. Определяют количеством сотрудников в июне 2021 года и МРОТ. Численность работников берут из отчета РСВ за полугодие 2021 года. ИП получает дополнительно МРОТ на себя. Если он трудится без работников, он получит субсидию в размере МРОТ.
Срок подачи заявления. Заявление на субсидию подают с 1 ноября по 15 декабря 2021 года. Срок перечисления субсидии — не более 10 рабочих дней после предоставления документов.
Карантинные субсидии
Если в регионе ввели карантин — компания может получить дополнительную субсидию. Условия карантинной субсидии аналогичны компенсации за нерабочие дни, но список пострадавших отраслей расширили. Например, на государственную помощь может рассчитывать розничный магазин. Полный список — в приложении 3.
Размер субсидии также связан с МРОТ на одного сотрудника, но зависит от количества карантинных недель в 2021:
- ограничения действуют менее четырех недель, две из которых приходится на 2021 год — компания получит по 6396 рублей (12 792 рублей x 0,5) на одного сотрудника;
- ограничения действуют более четырех недель, четыре из которых приходится на 2021 год — компания получит 12 792 рублей на сотрудника.
Численность работников налоговики проверят по отчетам 6-НДФЛ и РСВ за июнь 2021 года.
Срок подачи заявления. Заявление на карантинную субсидию нужно подать в течение двух месяцев после введенных ограничений. Срок поступления субсидии — не более 10 рабочих дней после предоставления документов.
Новые субсидии бизнесу за карантин и нерабочие дни
Льготный кредит под 3%
С 1 ноября организации и ИП начали получать льготные кредиты по ставке 3%. Кредит можно направить на восстановление предпринимательской деятельности, например, выплатить зарплату работникам или уплатить платежи по кредитным договорам. Погасить задолженность можно за 18 месяцев.
Кому дадут. Кредит будут выдавать компаниям, у которых снизились доходы из-за антиковидных ограничительных мер.
Главные требования к получателям кредита:
- в марте 2021 года брали кредит по программе ФОТ 3.0;
- сохранили не меньше 90% штата по итогам каждого отчетного периода;
- не выплачивали дивиденды;
- не выкупали акции или доли в уставном капитале.
Сколько дадут. Предельный объем кредита составляет МРОТ на одного сотрудника, умноженный на 12 месяцев. Для примера рассчитаем сумму кредита для компании из 10 сотрудников:
12 792 рублей × 10 сотрудников = 127 920 рублей.
Важно: максимальная сумма кредита не может превышать 300 млн рублей.
Когда возвращать. Первые полгода заемщик может не погашать кредит. Проценты, начисленные за этот период, добавляют к основному долгу. Заемщик начинает вносить платежи с 7 месяца и полностью гасит кредит к концу 18 месяца.
Срок подачи документов — до 30 декабря 2021 года.
Регистрация корпоративных сим-карт
30 ноября — последний день, когда предприниматели были обязаны подтвердить на Госуслугах данные о корпоративных сим-картах. Если они этого не сделали — 1 декабря сим-карты блокируют.
Новая обязанность касается компаний, которые выдают работникам корпоративные сим-карты или используют их в рабочем оборудовании: в онлайн-кассах, роутерах, банкоматах, модемах, устройствах ГЛОНАСС, в системе безопасности и мониторинга, а также для работы автоматических шлагбаумов.
Чтобы зарегистрировать новую сим-карту на устройство, нужно заполнить заявление — внести:
- ФИО руководителя;
- его дату рождения;
- паспортные данные;
- наименование устройства, в котором используется карта;
- идентификационный номер;
- тип устройства;
- адрес, где находится устройство.
Если сим-карту используют для мобильной связи, заявление заполняет сотрудник. Ему нужно ввести ИНН организации, номер мобильного телефона и оператора связи. Когда сим-карта будет зарегистрирована, пользователь получит уведомление на Госуслугах.
Почему мы ведемся на уловки мошенников
Новый режим работы для сотрудников с детьми
С 30 ноября некоторых сотрудников с детьми можно привлекать к сверхурочной и ночной работе, а также направлять в командировку только с их письменного согласия. Требование распространяется на родителей и опекунов, которые в одиночку воспитывают детей до 14 лет, сотрудников с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, пока младший не достигнет 14-летнего возраста. Также получить согласие нужно у сотрудника с одним или двумя детьми в возрасте до 14 лет, если второй родитель работает на вахте.
Переход на электронный кадровый документооборот
С 22 ноября 2021 года работодатели могут отказаться от бумажных документов и перейти на электронный документооборот.
Какие документы можно перевести в цифровой формат. В электронном виде можно оформить практически любой кадровый документ, который должен подписать сотрудник. Например, трудовой и ученический договоры, приказ о приеме на работу, распоряжение о направлении в командировку.
Какие документы нельзя перевести в цифровой формат. Например, акты о несчастном случае на производстве, приказ об увольнении и документы, подтверждающие, что сотрудник прошел инструктаж по охране труда — эти документы оформляют только на бумаге.
Важно: если сотрудник решил сохранить бумажную трудовую, работодатель обязан продолжать вести два вариант трудовых: электронную и бумажную.
Переход на электронные трудовые книжки
Работодатели могут перейти на кадровый электронный документооборот только по собственному желанию. Также ему необходимо получить согласие работников. Если часть сотрудников откажется от перехода, а остальные будут согласны — работодателю придется вести раздельный кадровый учет. Для первых оформлять бумажные документы, для вторых — вести ЭДО.
Чтобы перейти на электронный кадровый документооборот, работодателю и сотруднику нужно оформить электронную подпись.