Что волнует педагогов и родителей в первую очередь? Конечно же, успеваемость ученика. В советское время детям буквально «впихивали» нужные знания. Считалось, что почетнее всего – быть отличником. Или, на худой конец, хорошистом.
О том же, насколько удобны и безопасны для здоровья школьные парты, вовсе не задумывались. По появления парты Эрисмана, которая надолго вошла в историю образования, как наиболее подходящая. Это изобретение активно использовалось в школах долгое время после смерти его автора.
Универсальная парта: миф или реальность?
Сам же бум на просвещение начался гораздо раньше – примерно, после отмены крепостного права. В ту пору вместо парт использовали обычные лавки. И это было объяснимо. Ведь грамоте учили вместе и 7-летних щеглов и 20-летних девок «на выданье». Именно поэтому нужна была та мебель, на которой уместится любой «дитятя».
Но это в пригороде. В таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург уже были гимназии с проработанным учебным планом. Но о партах задумывались мало. Как и о достаточном освещении. Учителя и родители были обеспокоены тем, что у детей появляются сутулость и близорукость.
Швейцарец, изменивший подход к российскому образованию
Но кто же такой этот Эрисман, чьи парты стали культовыми в СССР? Вначале Эрисман был Аргау Фридрихом. Он преспокойно учился медицине в Цюрихе, пока не познакомился с россиянкой Надеждой Сусловой. Девушка оказалась за рубежом в медицинском вузе по одной простой причине – в ту пору в России женщины не могли получить высшее образование. Между молодыми людьми возникла любовь.
Впоследствии Аргау Фридрих уехал на родину своей возлюбленной, где и стал Федором Эрисманом. Он принимал пациентов в частном порядке, а также принял православие. Как же он определил, что мир нуждается в новой парте? Врач много времени посвятил работе с близорукими. Впоследствии Эрисман стал замечать резкое падение зрения у школьников. Оказалось, все дело в условиях их учебы.
Но, на самом деле, законодателем и автором изобретения Эрисман стал лишь в России. Ведь на его родине, в Швейцарии, школьные стол и скамья, соединенные между собой, уже были придуманы – врачом Фарнером.
Получается, что Эрисман просто позаимствовал существующую конструкцию. Тем не менее, в России он был первым, кто до этого додумался.
Основным плюсом новой мебели можно назвать спинку, которая поддерживала поясницу. В результате этого ребенок не сутулился. Писать за партой Эрисмана было куда удобнее - поэтому поначалу был издан указ поставить ее во всех гимназиях Петербурга. Далее пошло – поехало.
Парта Короткова в былом и «современном» обиходе
Впоследствии парта Эрисмана была модернизирована и стала партой Короткова. Последняя простояла в школах практически все время, пока существовал СССР.
Правда, денег у большевиков было еще меньше, чем у представителей царского режима. Поэтому развитие образования продолжало происходить очень и очень медленно.
Современные дети не понимают, почему принадлежности с парты Короткова не скатывались. На самом же деле, их покрывали специальным лаком. После нескольких покрасок поверхность становилась настолько шершавой, что с нее просто – напросто уже не могли скатиться ни ручки, ни тетрадки.
Почему же парты Эрисмана – Короткова впоследствии исчезли из школ? Все просто. Обычные столы из ДСП оказались намного дешевле. Однако в элитных гимназиях существуют современные аналоги этой парты с возможностью регулировки наклона столешницы.
Спасибо, что ставьте лайки 👍и подписываетесь на канал: ИСТОРИЯ. А ВЫ ЗНАЛИ?, чтобы не пропускать новые статьи.