Найти тему
Музей Оранэлы

Царскосельская железная дорога: продолжает ли она существовать?

Оглавление

Царскосельская железная дорога – первая в нашей стране. В 1837 году она соединила Санкт-Петербург с Царским селом и Павловском.

Дорога снискала большую популярность среди светской публики, особенно с появлением в Павловске музыкального вокзала. Собственно изначально словом "воксал" на англицкий манер называли этот павильон, а затем оно ушло в русский язык в современном, железнодорожном значении.

Павловский музыкальный вокзал
Павловский музыкальный вокзал

Однако уже к концу 19-го века легендарная железная дорога стала испытывать трудности и в 1899 году оказалась приобретена частной Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой. Через пять лет ЦЖД продлили от Павловска до станции Дно, она стала частью магистрали в сторону южных областей нашей необъятной родины.

Ныне вплоть до белорусской границы это Витебское направление Октябрьской железной дороги, которое справедливо можно считать преемницей той самой первой чугунки. Однако со сменой собственника история Царскосельской железной дороги причудливо раздвоилась.

С одной стороны, долгое время продолжал действовать аппендикс дороги, который шел прямо через Павловский парк к тому самому "воксалу".

На карте виден старый аппендикс с вокзалом Павловск - I, а также не существующая уже ныне станция Тярлево на развилке старой и новой веток железной дороги
На карте виден старый аппендикс с вокзалом Павловск - I, а также не существующая уже ныне станция Тярлево на развилке старой и новой веток железной дороги

С другой стороны, появилась фактически новая хотя и небольшая железная дорога с условным названием «Императорский путь». И от аппендикса, и от Императорского пути сохранилось немало примечательных артефактов.

Императорский павильон

Это здание, находящееся в стороне от путей Витебского направления, трудно заподозрить в причастности к железной дороге. Но это как раз так называемый Императорский павильон.

Императорский павильон со стороны путей Витебского вокзала (фото Екатерина Борисова)
Императорский павильон со стороны путей Витебского вокзала (фото Екатерина Борисова)

Здесь и начинался Императорский путь – обособленная железная дорога, возникшая в начале 20-го века одновременно с поглощением Царскосельской железной дороги.

Императорский путь на современных Яндекс. Картах показан красным цветом. Зеленым цветом обозначены Варшавское и Витебское направления ж.д.
Императорский путь на современных Яндекс. Картах показан красным цветом. Зеленым цветом обозначены Варшавское и Витебское направления ж.д.

Обустройство этой правительственной ж.д.-трассы с сохранением «старой» колеи (1829 мм, вместо уже ставшей тогда стандартом 1524 мм) – было обусловлено требованиями безопасности и являлось условием передачи Царскосельской дороги для интенсивной эксплуатации Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

Императорский павильон в Петербурге (на заднем плане - Царскосельский вокзал и Введенский собор, на переднем - Введенский канал, ныне улица)
Императорский павильон в Петербурге (на заднем плане - Царскосельский вокзал и Введенский собор, на переднем - Введенский канал, ныне улица)

Так и появился на берегу Введенского канала этот замечательный павильон. Сейчас он пустует, но выглядит неплохо.

Сохранилась подпорная стенка на берегу засыпанного канала
Сохранилась подпорная стенка на берегу засыпанного канала

Введенского канала тоже давно уже нет, зато осталась подпорная стенка, возведенная дабы избежать сползания железнодорожного полотна.

Царскосельский железнодорожный мост

Довольно примечательным артефактом Царскосельской дороги выглядит сегодня мост через Обводный канал. Его перестроили тогда же, больше ста лет назад, в связи с предстоящим увеличением пропуска поездов Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

Царскосельский железнодорожный мост (фото Alex Florstein)
Царскосельский железнодорожный мост (фото Alex Florstein)

Исполнен мост основательно в начале 20-го века и был уже третьим на этом месте. Классика того времени – металлические фермы на клепанных соединениях.

Но самое примечательное в том, что он до сих пор состоит из двух независимых частей. Первая часть моста рассчитана на три пути, а вторая – на один. Как вы наверняка догадались, второй «мост» – предназначался для Императорского пути.

Монорельс 20-х годов

Отдельный императорский путь как пережиток прошлого, после революции был разобран. Рельсы были дефицитом в молодой советской республике. Однако царская дорога не прекратила существования и продолжила его очень своеобразно.

На отрезке насыпи был испытан новейший вид транспорта – монорельс (и это в голодные 20-е годы!).

Монорельс на бывшем Императорском пути
Монорельс на бывшем Императорском пути

Для перемещения вагон должен был использовать только один рельс и удерживаться в неустойчивом положении за счет гироскопического привода. Это было изобретением отечественного инженера Петра Шиловского. Сохранилось фото того, как это выглядело.

Впервые изобретение Шиловского было представлено в 1911 году, но только при советской власти в 1921 году дошло дело хотя бы до опытного участка. Монорельс проложили по той самой императорской насыпи. Планировалась трассировка Петроград – Царский павильон в Детском (Царском) селе – Александровская – Гатчина. За год проложили 12 верст, ожидавшаяся скорость состава по тем временам была немыслимой – 150 км/ч. Затем работы были неожиданно свернуты – денег катастрофически не хватало.

Станция Шушары

Станция Шушары, находящаяся в центре тугого транспортного узла, конечно, вряд ли представляется нам артефактом исчезнувшей дороги. Однако она играла с самого рождения дороги важнейшую роль.

Здесь находилась середина пути между конечными вокзалами в Петербурге и Павловске. Поскольку первоначально дорога была одноколейной, то в Шушарах находился единственный разъезд, на котором поезда, выходящие одновременно из Петербурга и Павловска, встречались, делали остановку и продолжали движение дальше каждый в своем направлении.

Ничем не примечательная сегодня станция Шушары была важным узлом Царскосельской дороги. Здесь разъезжались встречные составы.
Ничем не примечательная сегодня станция Шушары была важным узлом Царскосельской дороги. Здесь разъезжались встречные составы.

Вблизи станции находился железнодорожный переезд по Московскому шоссе. С открытием интенсивного движения по железной дороге в начале 20-го века у переезда собирались нешуточные пробки. Говорят, именно это обстоятельство заставило писателя Алексея Толстого (тот с 1928 года перебрался в нынешний Пушкин) взять название нелюбимой станции «Шушары» для нехорошей крысы.

За станцией Шушары Императорский путь в районе современной платформы Паровозный музей уходил вправо, по направлению к Египетским воротам Царского села.

С платформой Шушары рядом сегодня находится разъезд «Юный», еще один неожиданный артефакт Царскосельской дороги. Сохранившаяся насыпь Императорского пути стала основой для небольшой детской железной дороги. Официально она именуется Малая Царскосельская железная дорога или Южная трасса Малой Октябрьской железной дороги.

Разъезд "Юный" Малой Царскосельской железной дороги
Разъезд "Юный" Малой Царскосельской железной дороги

Именно наличие отчужденной с незапамятных времен в пользу железной дороги полосы способствовало относительно быстрому возведению этой уникальной дороги, которая сегодня радует больших и маленьких пассажиров.

Детская железная дорога у Шушар (фото Neu-Zwei)
Детская железная дорога у Шушар (фото Neu-Zwei)

Построили ее всего за два года (2009-2011 г.), сегодня с протяженностью в 13 км МЦЖД занимает второе место в стране среди детских дорог. Начало этой железной дороги располагается у платформы Купчино («станция «Молодежная»), конец – на окраине города Пушкин (станция «Царскосельская»).

Руины мостов

Императорский путь, который за Шушарами уходил в сторону от главного хода, пересекал несколько рек, ручьев и дорог. Мосты и путепроводы строились стальные на каменных основаниях. Всего на Императорском пути их было одиннадцать.

Мост на Императорском пути (через Кузьминку?)
Мост на Императорском пути (через Кузьминку?)

От нескольких из них остались опоры на Северной окраине города Пушкин. Два из них – через реку Кузьминку. А в Буферном парке прямо посреди чистого поля до сих пор высятся циклопические останцы.

Руины одного из мостов в Буферном парке (фото 111wolk)
Руины одного из мостов в Буферном парке (фото 111wolk)

Императорский павильон в Царском селе

В этом полуразрушенном здании сегодня невозможно узнать то, ради чего строился в начале 20-го века Императорский путь. Это и есть главный вокзал небольшой железной дороги «для своих». Отсюда можно было добраться и до Царскосельского, и до Варшавского вокзалов, а также до Гатчины-Варшавской.

-15

Станция, кстати, стала формироваться до появления Императорского пути. Вокзал строился еще для ответвления от станции Александровская, которое позволяло перемещаться между Гатчинским и Царскосельской резиденцией императоров.

Императорский вокзал в Царском селе
Императорский вокзал в Царском селе

Построенный в 1895 году, он был первоначально деревянный. Символично, то был первый год правления Николая II, который своей резиденцией изберёт Царское село. В то время как любимой резиденцией его батюшки Александра III была Гатчина. С этого же вокзала уже арестованный Николай II отправится в свой длинный и скорбный путь.

В 1911 году деревянный вокзал сгорел, вместо него архитектором Владимиром Покровским будет построен тот павильон в неорусском стиле, руины которого мы наблюдаем сегодня. В советское время его переименовали почему-то в Павильон Урицкого. Здесь разместилось общежитие, до 70-х годов оно было обитаемым.

Удивительно, но ни к 300-летию Царского села, ни к 100-летию расстрела царской семьи денег на приведение этого интересного памятника к подходящему знаменателю не нашлось.

Подъездные пути от станции Александровская

Станцию Александровская также можно считать частью Императорского пути.

Станция Александровская (Варш. напр.)
Станция Александровская (Варш. напр.)

Более того именно здесь только и нашлось место для скромного увековечивания того факта, что отсюда в свой последний путь отправился последний же русский император.

Скромно, зато без вкуса
Скромно, зато без вкуса

Удивительно, но еще одна часть этой странной железной дороги под названием «Императорский путь» продолжает работать!

Артефакты Императорского пути на северной окраине Пушкина: 1 - действующая ветка в промзону, 2 - Императорский павильон, 3, 4, 5, 6 - остатки мостов и путепроводов.
Артефакты Императорского пути на северной окраине Пушкина: 1 - действующая ветка в промзону, 2 - Императорский павильон, 3, 4, 5, 6 - остатки мостов и путепроводов.

Это подъездные пути от станции Александровская к промзоне у Кузьминского шоссе. Они видны на Яндекс.Картах.

Железная дорога в Павловском парке

Наследием Царскосельской железной дороги оказался Павловский музыкальный вокзал и ведущая к нему железнодорожная линия.

Дело в том, что раньше станция Павловск находилась прямо в парке и соединялась переходом со знаменитым Павловским музыкальным вокзалом.

Это был удачный маркетинговый ход, нащупанный еще при строительстве первой в России чугунки. Уже с 1839 года (то есть через два года) после открытия железной дороги на конечной станции появилось огромное сооружение для концертов. Собственно слово «вокзал» в современном значение пришло именно отсюда, из Павловска и тогда имело значения «развлекательного комплекса». Отправиться по железной дороге на концерт? Почему бы нет!

Железнодорожный вокзал Павловск - I. Соединялся крытым переходом с музыкальным вокзалом.
Железнодорожный вокзал Павловск - I. Соединялся крытым переходом с музыкальным вокзалом.

Поезда шли к этому центру жизни прямо через парк.

-21

Сейчас здесь просто аллея.

-22

Музыкальный вокзал и станция возле него (получившая название Павловск – I) продолжали работать и в 20-м веке. Известно о Втором фортепьянном концерте, который давал здесь молодой Сергей Прокофьев в 1913 году. Однако поскольку с переходом к Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги Павловск перестал быть конечной станцией, появилась новая станция – Павловск – II с вокзалом на современном месте.

После революции движение пригородных поездов до Павловска-I было очень интенсивным, если посмотреть на расписание 30-х годов.

Расписание 1935 года показывает, что большинство пригородных поездов шли на старую станцию Павловск - I
Расписание 1935 года показывает, что большинство пригородных поездов шли на старую станцию Павловск - I

Оно и немудрено, поскольку это вокзал находился в самом центре поселка. Продолжал работать и концертный зал, в 1922 году здесь выступал Шаляпин перед своим отъездом из Петрограда. Кстати, билет на концерт давал право проезда на пригородном поезде.

Во время войны «музыкальный вокзал» сгорел (так же как и новый «Павловск – II»).

Остатки поворотного круга для паровозов у вокзала Павловск - I
Остатки поворотного круга для паровозов у вокзала Павловск - I

Как напоминание – сохранились остатки фонтанов, которые видны на всех изображениях вокзала эпохи расцвета.

-25

А по Павловскому парку все-таки ходит паровоз с вагонами :) Чем не железная дорога?

Тоже в некотором смысле наследие Царскосельской железной дороги: туристические поезда в Павловском парке
Тоже в некотором смысле наследие Царскосельской железной дороги: туристические поезда в Павловском парке

***

Так что в какой мере сохранилась Царскосельская дорога – сказать уже трудно, Но заявить о том, что она бесследно растворилась в современном Витебском направлении, было бы, согласитесь, преувеличением.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL