В 20-30-х гг. в СССР не сказать, что часто, однако были случаи публичного сожжения икон. В настоящее время вокруг этого факта разгораются эпические виртуальные битвы либерашек, по недоразумению считающих себя атеистами, и верующих, чуть в большей степени неразумных.
Обвиняют в уничтожении исторических артефактов – пожалуй, из всей аргументации верующих это наиболее сильный аргумент. И его можно рассмотреть подробней.
Во-первых, после национализации имущества РПЦ все исторические и культурные ценные вещи, имевшиеся у церкви, были взяты под охрану государства и сожжены быть не могли.
Во-первых, то имущество, которое осталось в ведении церкви, должно было содержаться на средства самой церкви и содержалось отвратительно – те же иконы гнили, с них облезала краска, они не реставрировались и церковь их сама уничтожала. Часть имущества вообще была заброшена церковью за неимением средств содержать– с 60-х, выяснив, что иностранцы охотятся за иконами, в криминальных кругах стало популярным шататься по заброшенным церквям в поисках старых икон. Количество реально старых икон при этом было найдено очень мизерное, в основном это были иконы не ранее 19 века, и криминал поставил на поток искусственную фабрикацию якобы старых русских икон. Это показательно относительно того, насколько церковь сама дорожила иконами.
Во-вторых, основная масса икон на руках населения и в обиходе богослужений исторической ценности не имела, а художественной и подавно. Церковь наладила массовое производство икон мануфактурным способом начиная с 16 века - иконописные мастерские производство икон поставили на поток с соответствующим разделением труда и с неизбежным резким ухудшением качества письма. Причем, резко сузилось количество сюжетов иконописи, качество красок и материала. Написанные таким образом иконы очень быстро теряли товарный вид и приходили в негодность. То есть, по формальным признакам икона 17 века, например, могла быть историческим достоянием. Но фактическая художественная ценность ее была мизерна. К 20 веку количество действительно старых икон 15-17 веков на руках у населения было незначительным, они либо пришли в негодность, либо были утеряны в различных обстоятельствах, либо перекочевали в запасники монастырей и церквей (выкупались или жертвовались). При том, что не то что художественная, но и сюжетная ценность основной массы этих икон была сомнительна – их копировали с небольшого круга копий с копий старых оригиналов.
То, что было на руках у населения и на церковных складах в 20 веке – это был действительно шлак. Количество мастерских росло до 1917 года, в них работали все менее профессиональные живописцы, а то и вообще люди без каких-либо умений и навыков, большая часть икон как минимум частично сделана трафаретным способом, а количество просто типографски отпечатанных на картоне икон просто зашкаливало с середины 19 века.
Вот эту массу барахла и сжигали. Причем централизованная организация этого говорит о том, что сначала иконы аккумулировались, проверялись на их ценность, и только потом сжигались. Конечно, чисто теоретически, какой-нибудь комсомолец мог стащить у бабки икону 16 века и кинуть в костер – семейную реликвию авторства школы Максима Грека, но сама вероятность, что совпали столь маловероятные события – наличие такой иконы на руках у простого человека, не осознающего ее историческую ценность и желание неразумного активиста именно ее сжечь без консультации с экспертом, представляется очень маловероятным.
_________________________
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I. Общественно-политический журнал «Прорыв»
II. Газета «Прорывист»
Поддержите редакцию:
I. Принципы финансирования
II. Подписка на газету
III. Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора
IV. Заказ нашей книги "Жизнеописание красного вождя"
#история #ссср #церковь #большевики #культура #рпц