Найти в Дзене
Украшения с историей

Владимирская тиара – русское сокровище в казне английских королей

Многие слышали, что после революции значительная часть украшений Марии Фёдоровны, жены Александра III и матери Николая II, осела в закромах английского королевского дома. Дело мутное, основанное больше на слухах и домыслах, и до сих пор ни одно утраченное украшение императрицы на членах британской королевской семьи не видели.

Зато часто видели Елизавету II в знаменитой Владимирской тиаре.

Вероятно, именно эта тиара не даёт забыться истории с пропажей драгоценностей Марии Фёдоровны.

Между тем, Владимирская тиара не имеет отношения ни к одной из русских императриц. Она – свадебный подарок Владимира, младшего брата Александра III, своей невесте Марии Павловне, в девичестве – герцогине Марии Александрине Элизабете Элеоноре Мекленбург-Шверинской. Да, они члены Русского Императорского дома и Великие князья, но до настоящих монархов всё же не дотягивают.

Великий князь Владимир Александрович и Великая княгиня Мария Павловна
Великий князь Владимир Александрович и Великая княгиня Мария Павловна

Между тем, тиара достойна именно королей, что, в конце концов, и случилось.

Изготовил украшение ювелирный дом «Болин», поставщик Двора Его Императорского Величества, в 1874 году.

-3

Пятнадцать бриллиантовых колец, соединённых по верху бриллиантовой волнистой лентой. В каждом кольце – каплевидная жемчужина гигантского размера. Изделие обошлось в 48 тысяч рублей, причём бóльшая часть стоимости – именно жемчуг:

-4

Мария Павловна тиару очень любила и часто носила на балах:

Мария Павловна в традиционном платье Русского Императорского дома
Мария Павловна в традиционном платье Русского Императорского дома

С этой тиарой связан эпизод прямо-таки промышленного шпионажа среди знаменитейших ювелирных домов. Однажды, где-то в начале 1900-х годов, Мария Павловна ездила в Париж и оставила свои драгоценности ювелирам Картье для чистки и реставрации. Очевидно, творение русских мастеров французы изучили вдоль и поперёк, а в 1913 году сделали практически копию для Анастасии, принцессы Греческой и Датской! Считаю, это триумф ювелирного дома Болин и позор Cartier. Впрочем, если не знать историю вопроса, тиара Картье и правда сойдёт за настоящее творчество:

Тиара Лидс от Карьте
Тиара Лидс от Карьте

После революции Великая княгиня с детьми оказалась в Кисловодске, куда даже удалось вывезти часть драгоценностей. Но основная масса, в том числе и жемчужная тиара, осталась во Владимирском дворце. Чувствуя, что с милыми сердцу украшениями может случиться беда, Мария Павловна перед отъездом спрятала их в сейф за картиной в своих личных покоях.

Скорее всего, это не помогло бы сохранить клад, но в дело вмешался случай. Максим Горький, любимец Советской власти, предложил переделать Владимирский дворец в Дом учёных. В результате всё убранство дворца, а, стало быть, и тайник, осталось нетронутыми.

Владимирский дворец (Дворцовая набережная, Санкт-Петербург)
Владимирский дворец (Дворцовая набережная, Санкт-Петербург)

Когда стало ясно, что из России придётся бежать, Великая княгиня решилась на возвращение клада. У неё был давнишний друг – английский дипломат Альберт Генри Стопфорд, говорят, по совместительству – шпион при русском дворе. Но именно он провозил через кордоны переписку Николая II и английского короля Георга V, и именно ему Мария Павловна доверила свою тайну.

И что вы думаете? Этот Стопфорд оказался человеком чести и действительно настоящим другом. Он переоделся в женское платье, проник во Владимирский дворец и, следуя инструкциям Марии Павловны, благополучно изъял все 244 предмета. Естественно, среди них была и жемчужная тиара. Затем, пользуясь дипломатической неприкосновенностью, Степфорд вывез драгоценности в Лондон и дождался приезда Великой княгини в феврале 1920 года.

Конечно же, она была счастлива воссоединиться с коллекцией, особенно с тиарой, подарком любимого мужа. Но потрясения революции не прошли даром. Мария Павловна скончалась в том же 1920 году, в августе, в возрасте всего лишь 66 лет. Драгоценности она разделила между детьми. Единственной дочери – Елене Владимировне – досталась жемчужная тиара.

Великая княжна Елена Владимировна
Великая княжна Елена Владимировна

Правда, владела она наследством совсем не долго. Нужда заставила продать память о родителях.

В 1921 году украшение купила Мария Текская, королева Соединенного Королевства и Британских доминионов. Наконец, тиара нашла свою венценосную голову :) Сумма тоже была королевской – 28 тысяч фунтов стерлингов, по нынешним временам – и вовсе три миллиона, как минимум.

Правда, название оставили по имени прежних владельцев – The Vladimir Tiara и The Grand Duchess Vladimir Tiara. Замужняя дама, по британской традиции, носит имя мужа. Так что Марию Павловну там называли Grand Duchess Vladimir – Великая княгиня Владимир, а тиару, соответственно, – тиара Владимир. По-русски это звучит, как полная котовасия, так что мы тиару зовём Владимирской. Так гораздо благозвучнее.

Королева Мария знала толк в драгоценностях. Заполучив вожделенную вещицу, она решила сделать её более универсальной, чтобы носить с разными нарядами по разным поводам. Жемчужины сделали съёмными, а в дополнение к ним изготовили подвески из знаменитых Кембриджских изумрудов.

-9

Теперь тиара имеет три модификации: с жемчугом, с изумрудами и с пустыми кольцами. Третий вариант шутники называют «вдовьим».

-10

В 1953 году Владимирскую тиару по наследству от бабушки получила Елизавета II. Она тоже отдаёт дань божественной красоте украшения и часто носит его.

-11

Когда Елизавета уезжает на каникулы в шотландский Балморал, в Букингемском дворце открывается музей. Любой желающий может увидеть там и Владимирскую тиару в полном её великолепии.

Так что даже хорошо, что Марии Павловне удалось вывезти сокровища из России. Теперь мир восхищается работой русских мастеров и ещё долго будет восхищаться, надеюсь.

-12

Тиара тем ценнее, что дореволюционных изделий фирмы Болин сохранилось не так много. Большинство из них погибло в огне революции или позже, о чём я ещё расскажу.

Кстати, королева Елизавета II признаёт владение Владимирской тиарой спорным фактом. Хотя, по-моему, спорить тут нечего: тиара продана по воле законных владельцев и полностью оплачена. Обстоятельства продажи к делу особо не пришьёшь, хотя, конечно, осадочек имеется.

Сомнения Елизаветы сказались на отношениях королевской семьи и Меган Маркл. Американка хотела надеть Владимирскую тиару на свадьбу с принцем Гарри. Но историческое украшение, ранее принадлежавшее династии Романовых, на свадьбе английского принца посчитали неуместным. Ведь все помнят, что Георг V и Мария Текская отказались спасти семью Николая II, когда такая возможность ещё была.

Что касается ювелиров, им повезло. Они эмигрировали в Швецию, открыли там производство и вовсю продают украшения действующим монархам. Например, помолвочное кольцо шведской кронпринцессы Виктории изготовила именно фирма Болин: