Найти в Дзене
Строительный мир

Польша продолжает строить судоходный канал, который поможет миновать воды России

Оглавление

На востоке Европы, буквально в нескольких километрах от границы с Россией, Польша продолжает строительство судоходного канала через Балтийскую косу. Новый объект поможет судам заходить из Гданьского залива в порт Эльблонг, минуя путь через российский Балтийск.

Вмешательство в экосистему

Идея эта давняя, насчитывает не одну сотню лет, однако к ее реализации приступили лишь в 2019-м, после тщательной подготовки, сопровождавшейся многочисленными спорами о необходимости сооружения. Далеко не все внутри страны поддерживали решение властей; голоса «против» звучали и со стороны Евросоюза, который отказался финансировать проект. Даже после начала работ ЕС призывал Варшаву приостановить строительство.

Главная претензия — вмешательство в экосистему уникального объекта, коим является Вислинская (Балтийская) коса. На этой узкой полоске суши длиной 65 км встречается несколько редких птиц и растений, занесенных в Красную книгу. Экологи подчеркивают уязвимость природы, и рытье канала, по их мнению, негативно отразится на флоре и фауне. Различные организации заявляют о несоблюдении закона об охране окружающей среды.

Убыточный проект

В самой Польше оппозиция и ряд видных экспертов выступают против строительства, считая его ненужной тратой бюджета. По мнению противников проекта, он может попросту не окупиться. На все возражения у инициаторов стройки были и остаются свои ответы. Во-первых, по утверждению властей, все работы проводятся в соответствии с нормами и опасения экологов преувеличены. Во-вторых, в правительстве отмечают, что вопрос прибыли в данном случае является второстепенным, так как канал имеет важное стратегическое значение и является ключом к поддержанию безопасности и защите границ.

Смена приоритетов

Интересно, что когда началось активное обсуждение проекта, об оборонной функции особо не упоминалось. Упор делался на социально-экономическую составляющую — развитие Эльблонга, тысячи рабочих мест, новые инвестиции, сокращение пути на 90 км. По подсчетам, ежегодный грузооборот порта увеличится с нынешних примерно 90-100 тыс. тонн до 3,5 млн тонн. Правда, для этого нужно дополнительно развивать его инфраструктуру.

© Gordon Roemhild / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Строительство канала в 2020 г.)
© Gordon Roemhild / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Строительство канала в 2020 г.)

Однако после удорожания строительства более чем в два раза до €450 млн и опубликованных заключениях некоторых польских институтов, показывающих убыточность кампании, власти стали говорить, что основная цель объекта — государственная безопасность.

Президент Польши Анджей Дуда прямо заявлял, что канал призван укрепить суверенитет, независимость и свободу государства. Хотя и на этот счет существуют серьезные сомнения. Ряд аналитиков полагает, что новый водный путь никак не повысит оборонительный потенциал Польши, и совершенно не нужен войскам ВМФ.

© gov.pl / CC BY 3.0 PL (Строительство канала в 2020 г.)
© gov.pl / CC BY 3.0 PL (Строительство канала в 2020 г.)

О том, что у проекта нет экономической подоплеки, а лишь военные интересы, говорят и чиновники в России. В частности, губернатор Калининградской области Антон Алиханов в октябре 2021-го заявил, что канал необходим Польше для переброски танковых полков, расположенных в районе Эльблонга. «Все! Больше ни для чего это не нужно!» — констатировал глава российского региона.

Первое судно — в 2022 году

Согласно последним сообщениям, работы идут в соответствии с графиком, и уже в следующем году первые суда смогут пройти новым маршрутом. В данный момент продолжаются мероприятия по дноуглублению и бетонированию, производится монтаж первых из четырех ворот шлюза. Со стороны Гданьского залива объект практически завершен. Готовы причалы в южной части, продолжается создание аналогичных сооружений с противоположной стороны.

© gov.pl / CC BY 3.0 PL (На заднем плане – строительство одного из двух поворотных мостов, 2021 г.)
© gov.pl / CC BY 3.0 PL (На заднем плане – строительство одного из двух поворотных мостов, 2021 г.)

Возведены оба поворотных стальных моста через канал весом по 550 тонн и длиной около 60 м. Ведется строительство подъездных дорог и развязок, а также искусственного острова. Длина канала составит 1,3 км (общая протяженность водного пути — около 23 км), глубина — 5 м, что позволит заходить в Эльблонг судам с осадкой до 4 м при длине до 100 м и ширине 20 м.