Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Зачем вместо мелодичной музыки серьёзные композиторы сегодня сочиняют всякий дурной «авангард»?

Неужели многие современные композиторы-классики (академисты) считают возмутительной и вредной идеей сочинение партитур, которые звучали бы мелодично, трогательно и приносили бы удовольствие широкой аудитории, а не только «знатокам авангарда»? Они почему-то не хотят писать такую музыку. И причина, по которой они этого не хотят, очень веская: сама «широкая аудитория» не хочет, чтобы они этого хотели. Вы хотите знать, что предпочитает слушать «широкая аудитория»? Видео: «Adele - Easy On Me (Official Video)». А почему бы и нет? Адель — прекрасная певица, а «Easy On Me» — хорошая песня, великолепно исполненная. В заголовке просто ещё одна версия вопроса, который задают уже более века. Почему современные композиторы не пишут как великие композиторы прошлого, которые сочиняли хорошие мелодии и пользовались всеобщей любовью? Почему современные композиторы должны быть такими сложными и «заумными»? Ответ состоит в том, что аудитория современной западной музыки в её письменной традиции (партитуры

Неужели многие современные композиторы-классики (академисты) считают возмутительной и вредной идеей сочинение партитур, которые звучали бы мелодично, трогательно и приносили бы удовольствие широкой аудитории, а не только «знатокам авангарда»?

Они почему-то не хотят писать такую музыку. И причина, по которой они этого не хотят, очень веская: сама «широкая аудитория» не хочет, чтобы они этого хотели. Вы хотите знать, что предпочитает слушать «широкая аудитория»?

Видео: «Adele - Easy On Me (Official Video)».

А почему бы и нет? Адель — прекрасная певица, а «Easy On Me» — хорошая песня, великолепно исполненная.

В заголовке просто ещё одна версия вопроса, который задают уже более века. Почему современные композиторы не пишут как великие композиторы прошлого, которые сочиняли хорошие мелодии и пользовались всеобщей любовью? Почему современные композиторы должны быть такими сложными и «заумными»?

Ответ состоит в том, что аудитория современной западной музыки в её письменной традиции (партитуры) резко сократилась с конца XIX века, когда музыка стала настолько сложной и требовательной, что люди отказались от неё в пользу всяких салонных песенок и тому подобного.

Остаётся небольшая группа слушателей современной классической музыки, которые предпочли бы, чтобы академические композиторы продолжали писать «в том же духе». Чтобы композиторы продолжали писать «как Бетховен», или, скорее, как то, что такие слушатели ошибочно принимают за Бетховена. При этом они также требуют, чтобы эти композиторы были не коммерческими мастерами создания музыкальных «хуков» и стилизации, а «настоящими творцами». Все эти слушатели являются просто слишком большими снобами от культуры, чтобы обращаться к другим формам музыки, где авторам действительно удаётся сочетать подлинное творчество с массовой привлекательностью.

На дворе больше не 1909 год. Не каждый композитор пишет музыку, которая звучит как «Эрвартунг» Шёнберга. Ниже — несколько основных моментов из «Эрвартунга», чтобы дать вам представление о том, что представляет собой объект претензий упомянутой «классической публики». Вот на что похожа по их мнению вся современная академическая музыка, когда они жалуются в манере вопроса в заголовке.

Видео: «Arnold Schoenberg: Erwartung op. 17 (Excerpts)».

Это музыка из 1909 года. Люди больше так не сочиняют. Сам Шёнберг перестал так сочинять буквально пару лет спустя.

У нас был Хиндемит. У нас был Шостакович. У нас был Бриттен. У нас был минимализм. У нас было множество композиторов, сочинявших музыку, мелодию которой мог бы напеть бы любой желающий. Но в отличие от заплесневелых снобов «классической публики», которые стенают о том, что современные композиторы не пишут хороших мелодий, современные композиторы отнюдь не снобы.

Перед лицом того факта, что массовая аудитория давно забросила академическую музыку ради поп-чартов и рок-групп, композиторам больше не нужно чувствовать, что их работа — быть привлекательными для широкой аудитории. Потому что от их аудитории сегодня остались лишь те отважные слушатели, которые хотят слышать, что хотят делать сами композиторы. Это не те люди, которые хотят дешёвой пафосности или стилизации предыдущей музыки.

Современные композиторы могут писать всё, что им нравится. Иногда это мелодично, а иногда нет. Но то, чем они точно не занимаются — это потворствование аудитории, которой уже не существует. А если какая-то аудитория всё ещё и существует, она не хочет, чтобы ей потворствовали.

Музыка принимает любую форму, которую пожелает. В великой музыке западной классической традиции есть чертовски больше, чем просто «партитуры, которые звучат мелодично, трогательно и приятно». Последнее является не более чем претенциозным способом воспроизвести приятные мелодии.

Люди, которые думают, что верный способ описания шедевров западной классической традиции — мелодичность и «приятность», явно не слышали большинство из них.

По материалам публикации (англ.).