Привет, друзья.
Хочу поднять очень щекотливую тему, описанную в Библии. И боюсь, как бы Дзен не наложил ограничительные санкции на статью, поэтому постараюсь быть максимально корректным, насколько возможно быть корректным в этом вопросе. Речь пойдет о событии известном как десятая казнь египетская.
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. (Исх 12:29)
Это тем более удивительно, что Бог дал позже заповеди, куда включена, в том числе, заповедь: «не убий».
Часто приходится слышать от неверующих, и разного рода ругателей христианства, претензии к Создавшему наш мир за подобные эпизоды, встречающиеся в Библейской истории. Ведь одно дело когда геноцид устраивает цивилизованный народ в 20 веке, и совсем другое – когда уничтожение санкционированно Богом. Наше нравственное чувство противится этому. Причем, не только у атеистов, но и у самих верующих.
Наш разум видит здесь какую-то ошибку: с одной стороны - Бог, названый в Новом Завете Любовью, и с другой - истребление групп населения, населения городов, по прямому указанию Бога.
Конечно, ветхозаветный мир имел еще не совершенные знания о Боге. Еврейскому народу было сообщено то, что люди того времени могли вместить. Тем не менее мы знаем, что Бог не меняется (Иак 1:17).
Значит Бог всегда один и тот же. Как же тогда понять происходившее?
Размышление на эту тему может с легкостью увести от религии. И, не исключаю, что многие пали, так и не сумев примириться, или как-то объяснить данный парадокс.
Бог - праведный Судья
- " Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий" (Пс. 7:12),
- "Господь праведен, любит правду" (Пс. 10:7),
- "Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его". (Пс 10:5)
- "Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную"(Деян. 17:30-31)
Бог называется праведным, то есть справедливым. Но помимо этого, Он еще о Нем говорится: "строго взыскивающий с нечестивых". И мы можем принять это, когда речь идет о взрослых, успевших проявить свою праведность или нечестие. И совсем иное дело – невинные дети.
И тут я бы предложил вам ознакомиться с таким эпизодом из египетской истории:
Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, ….когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.
Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.
Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?
Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают…..Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых (Исх 1:15-22)
Это постановление фараона было оглашено сначала повивальным бабкам, потом всему египетскому народу. Сколько действовал указ - неизвестно. По крайней мере, о его отмене нигде не сказано.
Еще мы знаем, что Моисей должен был быть убит по этому указу, но мать смогла сохранить сына, подбросив его дочери фараона, которая и вырастила его как своего собственного ребенка.
Бог призвал Моисея уже в зрелом возрасте. Сколько времени продолжался медленный геноцид еврейского народа мы не знаем. Сколько было убито невинных за это время, можно только предполагать. Очевидно, что затянись пребывание евреев в Египте, с такой политикой народ Божий мог попросту исчезнуть. Египет просто поглотил бы евреев.
Почему этого не произошло ко времени призвания Моисея, мы не знаем. Либо указ действовал не так долго, либо плохо выполнялся, или матери прятали младенцев, или же образовывались смешанные семьи, в которых женщины могли сохранять мальчиков – о том мы можем только гадать.
Иногда говорят: нет никакого подтверждения, что подобный указ фараона действительно существовал. Однако, и об истреблении первенцев мы знаем также только из Библии (если не считать Агады - иудейского предания). И тут мы или доверяем Писанию, или нет. Нельзя доверять выборочно: в истребление египетских первенцев верим, а в истребление еврейских младенцев – нет.
Кто виноват?
Итак, египтяне первые начали истреблять младенцев, и делали это, вероятно, не один год. Это фактически был медленный геноцид, который, при должном исполнении, привел бы к исчезновению народа в течение какого-то времени.
Ответная мера, оправдана Ветхозаветным законом (око за око, жизнь за жизнь (Левит. 24:20-21)). Можно ли было поступить иначе? Нужно ли было простить египетский народ за страдания еврейских невинных младенцев? Почему все произошло именно так, а не иначе? Бесконечное количество вопросов, не имеющих ответа.
Но можно сказать однозначно, что воздаяние было соразмерным преступлению. И даже, наверное, мягким. Ведь указ фараона мог действовать много лет, и касался всех рождавшихся мальчиков.
В то время как десятая казнь египетская коснулась только одного ребенка в семье, и не грозила египетскому народу исчезновением. Египтяне получили заслуженное воздаяние за дела рук своих. Жалко младенцев? Конечно жалко. Но важнее разобраться с другим вопросом: кто виноват?
И не стоит думать, что это всё дела давно минувших дней, ведь если здесь имел место некий фундаментальный закон (как я покажу дальше), то эти печальные события актуальны и для нашего времени.
Нам сообщено следующее:
- наказанием за грех является смерть (Иак 1:15),
- зачастую страдают невинные: животные страдают из-за людей (Рим 8:19-21), агнец приносится в жертву за грех, Христос умирает за людей на кресте.
Грех одного часто приводит к страданию и даже смерти невинного.
Что если, совершая грех, мы впускаем в мир зло, которое отразится как на самом грешнике, так и на других?
И случай с египтянами просто стал явился очень наглядным. Убивавшие младенцев другого народа, навлекли беду на младенцев своего народа.
Эта история зафиксирована в письменном источнике, а сколько таких историй происходило за всю историю человечества, и без прямого Божьего вмешательства? Если это некий закон нашего бытия (Иак 1:15), то безусловно, что-то подобное происходит постоянно.
Грех рождает смерть, и от этого страдают все, в том числе и невинные.
Но египтяне хотя бы плакали о своих убитых детях. В современном мире ежегодно матери сами истребляют своих детей в утробе, и количество их исчисляется миллионами. Рыдают ли о них? Ратуют ли об этих младенцах ругатели религии?
Не знаю. Но я вижу, как женщины и мужчины выходят на митинги, требуя не ограничивать их в этом праве.
Гибнущий в грехах мир требует себе все новых и новых безвинных жертв. И чем больше в мире греха, тем больше умирает невинных.
А Египет, верю, мог бы избежать такого наказания, не будь в его истории истребления невинных, возведенного указом фараона в норму.
Господи, помилуй нас грешных.
А.С. (Мефодий+)
Поддержать развитие православного канала
#египетские казни #первенцы #египет и евреи #египетское рабство #ожисточил сердце фараона #моисей #истребление