Найти тему
Navygaming Channel

«Токийский экспресс» и Гуадалканал – специальные операции для «специального типа»?

Уверен, что наши читатели понимают, что вынося в название статьи сочетание "специальный тип", автор имел ввиду японские эсминцы типа "Фубуки". Мы уже писали на канале об эсминцах этого типа, и решили открыть еще несколько страниц из боевого пути этих кораблей. Тем более появился повод - в комментариях к одной из прошлых статей, посвященной советским лидерам эсминцев, один из читателей, видимо бравируя своим знанием истории, несколько презрительно назвал советские корабли - "транспортами". И он был прав! И это скорее можно рассматривать как ДОСТОИНСТВО данных кораблей, которые в очередной раз доказали свою универсальность, показали, что для них практически нет невыполнимых задач. И это было характерно для большинства эсминцев Второй мировой, большинство из них в той или иной степени использовались для перевозки войск. И японские эсминцы от них не отстали.
Аэродром Хендерсон-филд на Гуадалканале - яблоко раздора, )
Аэродром Хендерсон-филд на Гуадалканале - яблоко раздора, )

За первыми успехами в войне на Тихом океане к лету 1942 года японское командование столкнулось с серьезными проблемами и потерями. Не добившись победы при Мидуэе, руководство Объединенным флотом отказалось от новых территориальных завоеваний, сконцентрировав внимание на укреплении своего «периметра». Строительство аэродрома на острове Гуадалканал относилось именно к таким мероприятиям, так как это поставило бы под удар коммуникации США с Австралией, что не могло не вызвать законное беспокойство у американцев. И ответ американского командования не заставил себя ждать – 7 августа 1942 года началась операция «Уотчтауер» по высадке на Соломоновых островах, в первую очередь на островах Гуадалканал, Тулаги и Флорида. Захват и обладание аэродрома Хендерсон-Филд на Гуадалканале дало возможность союзникам бомбить коммуникации противника, и для японцев на островах настали тяжелые времена. Поэтому японское командование приняло решение отбить остров, использовав для этого все имевшиеся в том районе силы.

Горят японские транспорты
Горят японские транспорты

Но поставка войск и припасов тихоходными транспортными судами на Гуадалканал и в Новую Гвинею очень скоро доказала их высокую уязвимость от дневных воздушных налетов американской авиации. В то время как бои на Гуадалканале затянулись, а американцы постоянно усиливали свою группировку, японским войскам на острове постоянно требовалось подкрепление и снаряжение. В связи с этим командующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото разрешил использование быстроходных военных кораблей, обнаружение которых было более сложным делом, а угроза воздушной атаки становилась для них минимальной. Кроме того, грузы стали доставлять в ночное время. Для этих целей многие эсминцы были переделаны в скоростные транспорты. Так появился «Токийский экспресс» (этим названием окрестила быстрые ночные транспорты пресса союзников, а сами японцы ночные соединения снабжения называли «крысиной перевозкой»).

«Поле битвы» - Гуадалканал
«Поле битвы» - Гуадалканал

Обычно эсминцы из-за необходимости быстрого возвращения на базу не имели времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, многие из грузов сбрасывались в воду в запечатанных стальных контейнерах, связанных вместе стропами. Плавающие контейнеры либо прибивало к берегу, либо они вылавливались из воды с барж, нередко грузы терялись. Известен случай, когда из 1 200 сброшенных контейнеров со снабжением армии удалось выловить только 220.

Тамеичи Хара в своих мемуарах описывает, как о «Токийском экспрессе» отзывался капитан 2-го ранга Ясуми Тояма, начальник штаба 2-й эскадры эсминцев контр-адмирала Танака, базировавшейся в Рабауле: «Мы уже не боевая эскадра. Работаем в режиме быстроходных транспортов. Проклятые янки дали нам прозвище «Токийский экспресс». Возим грузы и солдат на этот проклятый остров с приказом всеми возможностями избегать боя. Палубы забиты ящиками и бочками, боекомплект уменьшен наполовину. Груз привязан к пустым бочкам, мы подходим к острову и выбрасываем его за борт в надежде, что прибой подгонит его к берегу, и наши солдаты вытащат все на сушу. А сами быстро отходим. Глупость убийственная! Нужно сражаться за господство над этими водами, а не заниматься дикими импровизациями!»

Однако высаженные на остров японские войска с каждым днем все более отчаянно нуждались в продовольствии, медикаментах и боеприпасах. Иного выхода не было.

С наступлением дня «Токийский экспресс» рассредотачивался: все корабли, выстраиваясь в одну линию, прижимались к берегу под прикрытие мангровых джунглей, дабы не быть замеченными с воздуха, ночью они шли к мысу Эсперанс, к северной оконечности острова, и разгружались. Они подходили к берегу почти вплотную и, оказавшись в непосредственной близости от аэродрома, принимались обстреливать его из орудий, а отстрелявшись, спешно снимались в открытое море.

Потери «Токийского экспресса»
Потери «Токийского экспресса»
Вот как этот период позднее описывал в свойственной ему сдержанной манере адмирал Кинг: «Одним из последствий битвы за Восточные Соломоновы острова стало то, что в юго-западной части Тихого океана примерно в течение полутора месяцев не было предпринято ни одного широкомасштабного боевого действия. Вместе с тем, однако, в этом районе по-прежнему довольно активно действовали японские подводные лодки и авиация, и кое-где завязывались бои местного значения, в результате чего мы потеряли авианосец «Уосп» и 5 эскадренных миноносцев. Японские корабли почти еженощно вели артиллерийский огонь по Гуадалканалу. И наши подразделения, оборонявшие остров, даже придумали этим кораблям оригинальное название – «Токийский экспресс». Кроме того, неприятельские бомбардировщики денно и нощно бомбили позиции, которые удерживали наши морские пехотинцы».
-5

По данным Л.А. Олютина, эсминцы типа «Фубуки» появились в районе Гуадалканала только в конце августа, однако их дебют сложно назвать удачным. По плану предполагалось доставить на Гуадалканал части 35-й пехотной бригады двумя эшелонами: конвоем с Трука под эскортом 20-го дивизиона ЭМ (4 эсминца типа «Фубуки») и из Рабаула на транспорте под эскортом 11-го ДЭМ. Однако в ходе операции пришлось вносить коррективы, в итоге к Гуадалканалу были отправлены эсминцы 20-го ДЭМ: «Сиракумо», «Югири», «Амагири» и «Асагири», которые перевозили на борту солдат десанта. Им не повезло, и в 60 милях к северо-востоку от острова Саво они попали под удар пикировщиков с «Энтерпрайза» и с Хендерсона.

Схема движения сил «Токийского экспресса»: Бугенвиль - Гуадалканал
Схема движения сил «Токийского экспресса»: Бугенвиль - Гуадалканал

От близких разрывов бомб у «Асагири» ход упал до 6 узлов, и затем прямое попадание бомбы в район торпедных аппаратов вызвало пожар и взрыв торпед – эсминец затонул, погибли 62 человека экипажа, 60 солдат и офицеров десанта. Если бы не «Амагири», которому удалось спасти более 250 человек, жертв было бы еще больше. Прямым попаданием бомбы на «Югири» была разрушена носовая надстройка, возник пожар, была уничтожена носовая 127-мм артустановка (32 человека погибло, 40 ранено). Получил «свое» прямое попадание и «Сиракумо» – было затоплено машинное отделение и потерян ход, однако потерь среди экипажа не было (только двое раненых). В результате операция была прекращена, и оставшиеся три эсминца 30 августа вернулись на базу (о. Шортленд).

Эсминец «Асагири», погибший в одном из первых рейдов на Гуадалканал
Эсминец «Асагири», погибший в одном из первых рейдов на Гуадалканал

Отметим, что доставка частей пехотной бригады на Гуадалканал все же состоялась – 1 августа «Токийский экспресс» из 8 эсминцев, в том числе четырех типа «Фубуки» («Хацуюки», «Сираюки», «Фубуки» и «Амагири»), доставил около 1 000 человек на остров. Но японцы сделали выводы из предыдущей неудачи – переброска войск и грузов днем практически была прекращена, и начались стремительные рейды эсминцев по ночам.

Уже в сентябре 1942 года на Шортленде было собрано 8 эсминцев «специального типа» – «Хатцуюки», «Сираюки», «Фубуки», «Амагири», «Муракумо», «Уранами», «Сикинами» и «Аянами».

С 14 сентября по 9 октября 1942 года многочисленные «Токийские экспрессы» доставляли солдат 2-й пехотной дивизии генерала Хякутакэ на Гуадалканал. Кроме крейсеров и эсминцев в некоторых рейсах использовался гидроавианосец «Ниссин», доставлявший тяжелое вооружение на остров, включая автомобили и тяжелую артиллерию, которые другие корабли «Токийского экспресса» не могли взять на борт из-за недостатка места.

По самым предварительным подсчетам (по данным П.П. Васильева) эсминцы типа «Фубуки» приняли участие в 40 боевых выходах к Гуадалканалу из 67 проведенных. Эсминцы «Фубуки» и «Муракумо» совершили по одиннадцать рейдов к Гуадалканалу, «Хацуюки» – восемь. Другие эсминцы «специального типа» также не остались в стороне: «Сираюки» совершил 20 ночных бросков по Слоту, «Амагири» – 19 выходов, из них 11 до до Гуадалканала.

По данным П.П. Васильева: «… на счету «Уранами» двенадцать выходов в составе транспортных соединений, еще четырежды корабль участвовал в обстрелах американских позиций на острове, «Сикинами» – десять транспортных операций и по два выхода в составе соединений обстрела и прикрытия. Семь раз в составе транспортных групп эсминцев к Гуадалканалу выходил «Аянами».
Быстроходный транспорт «Литтл», потопленный у мыса Лунга в сентябре 1942 года
Быстроходный транспорт «Литтл», потопленный у мыса Лунга в сентябре 1942 года

Одна из операций особенно запомнилась и японцам, и американцам. 4-5 сентября эсминцы «Хацуюки» и «Муракумо» в составе отряда из 15 эсминцев прикрывали переход к Гуадалканалу конвоя с подкреплениями, кроме того этим двум ЭМ вместе с эсминцем «Юдачи» была поставлена задача по проведению отвлекающего обстрела позиций противника на острове. Во время обстрела японские эсминцы были обнаружены американскими быстроходными транспортами «Литтл» и «Грегори» (переоборудованных из эсминцев типа «Уикс» – DD-79, DD-82). Завязался скоротечный ночной бой, в котором японские эсминцы полностью использовали свое подавляющее преимущество – оба американских корабля буквально за полчаса были выведены из строя и затем потоплены.

Быстроходный транспорт «Грегори», потопленный у мыса Лунга (Гуадалканал) в сентябре 1942 года
Быстроходный транспорт «Грегори», потопленный у мыса Лунга (Гуадалканал) в сентябре 1942 года

В конце сентября японцам удалось высадить на Гуадалканале целую дивизию. Американцы в первое время не проводили специальных мероприятий по противодействию японским силам, что позволило японцам перейти к более активным действиям с привлечением крупных сил. Продолжая приготовления к октябрьскому наступлению, японский 8-й флот под командованием вице-адмирала Г. Микавы подготовил большой рейс «Токийского экспресса», который должен был отправиться ночью 11 октября. В его состав входили гидроавианосцы «Ниссин» и «Титосэ», их сопровождали 6 эсминцев, в том числе 2 представителя типа «Фубуки» – «Сираюки» и «Муракумо».

Гидроавианосец «Титосе», участник «Токийского эскпресса»
Гидроавианосец «Титосе», участник «Токийского эскпресса»

Конвоем, названным японцами «Группа Подкрепления», командовал контр-адмирал Т. Дзедзима. В то же самое время в рамках отдельной операции три тяжелых крейсера из 6-й дивизии крейсеров («Аоба», «Кинугаса» и «Фурутака») под командованием контр-адмирала А. Гото должны были провести бомбардировку Хендерсон-Филд, для их поддержки были выделены эсминцы «Фубуки» и «Хацуюки».

Однако эта операция не стала для союзников неожиданной, и хотя американцы не располагали силами, достаточными для эффективного удара, вице-адмирал Гормли, тем не менее, задумал нанести по «Токийскому экспрессу» решительный удар, чтобы покончить с ним раз и навсегда. Было выделено соединение TF64, включавшее четыре крейсера («Сан-Франциско», «Бойс», «Солт-Лейк-Сити», «Хелена») и пять ЭМ («Фаренхолт», «Дункан», «Бьюкенен», «МакКала» и «Лэффи») под командованием контр-адмирала Нормана Скотта, чтобы перехватывать и уничтожать любые корабли, приближающиеся к острову.

Американский тяжелый крейсер «Солт-Лейк-Сити», участник боя у мыса Эсперанс, 11 сентября 1942 года
Американский тяжелый крейсер «Солт-Лейк-Сити», участник боя у мыса Эсперанс, 11 сентября 1942 года

Последующие события 11 сентября 1942 года получили в истории название «бой у мыса Эсперанс», и их ход известен. В ходе боя крейсера «Аоба» и «Кинугаса» были серьезно повреждены, «Фурутака» пошел ко дну. Эсминец «Фубуки» попал под сосредоточенный огонь американских крейсеров, получил тяжелые повреждения и затонул. Во время боя японская группа подкрепления Дзедзимы закончила разгрузку на Гуадалканале и двинулась в обратный путь. Эсминец «Хатцуюки» поднял спасшихся с «Фурутаки» и присоединился к отступавшим. «Сираюки» и «Муракумо» были отправлены для спасения членов экипажа «Фурутака» и «Фубуки». Всего на борт трех эсминцев было принято 515 человек.

Эсминец «Хатцуюки», участник боя у мыса Эсперанс, 11 сентября 1942 года
Эсминец «Хатцуюки», участник боя у мыса Эсперанс, 11 сентября 1942 года

В 08.20 11 октября 1942 года пикировщики «Доунтлесс» с Хендерсон-Филд нашли и атаковали «Сираюки» и «Муракумо». Несмотря на то, что они не добились прямых попаданий, близкий разрыв бомбы повредил «Муракумо». Позже японские эсминцы вновь были атакованы американскими самолетами (7 SBD «Доунтлесс» и 6 торпедоносцев TBF «Эвенджер», 14 истребителей F4F «Уайлдкэт»). «Муракумо» получил попадание торпеды и прямое попадание авиабомбы. Он потерял электроснабжение, вспыхнул пожар, вышло из строя рулевое управление, погибло 22 человека. И вскоре эсминец «Сираюки» снял с него экипаж вместе со спасенными с «Фубуки» (233 человека) и, добив эсминец торпедой, двинулся на базу на Шортлендские острова.

Эсминцы «специального типа» появились у Гуадалканала вновь через пару недель после боя у мыса Эсперанс. В этот раз эсминцы типа «Фубуки» («Икадзухи» и «Акацуки») вместе с ЭМ «Сирацую» ворвались через пролив Железное дно в бухту Лунга и атаковали американские корабли: были потоплены и повреждены несколько судов, японцы ушли почти без повреждений. Однако набеги и обстрелы американских позиций не снизили «транспортную нагрузку» на эсминцы, которые продолжили свои ночные рейды с подкреплением на Гуадалканал.

Однако вскоре противостояние на море в районе Гуадалканала перешло в более активную фазу – сражение за Гуадалканал в период 12-15 ноября 1942 года, в котором приняли активное участие и эсминцы «специального типа»: «Уранами», «Сираюки», «Хацуюки» (тип «Фубуки», первая серия), «Сикинами», «Аянами», «Амагири» (вторая серия, подтип «Аянами»), «Акацуки», «Инадзума», «Икадзухи» (третья серия, подтип «Акацуки»). Мы здесь не будем полностью рассматривать ход сражения, выделим только действия некоторых наших «героев».

Американский легкий крейсер «Атланта», участник ночного боя у Гуадалканала, 12-13 ноября 1942 года
Американский легкий крейсер «Атланта», участник ночного боя у Гуадалканала, 12-13 ноября 1942 года

В начале боя 13 ноября «Акацуки», «Инадзума» и «Икадзухи» оказались в самом центре ночного боя. Как минимум шесть американских кораблей открыли огонь по «Акацуки», который привлек внимание к себе включенным прожектором. «Акацуки» получил несколько попаданий, взорвался и затонул за несколько минут. По некоторым данным, эсминец успел выпустить девять 610-мм торпед, одна из которых поразила американский эсминец, а другая – крейсер «Атланта». Однако встречаются данные, по которым «Акацуки» не успел выпустить ни одной торпеды, оказавшись под градом снарядов противника.

Эсминцам «Инадзума» и «Икадзухи» повезло больше – они нанесли повреждения двум американским эсминцам, которые затем затонули, повредили «Атланту», «Сан-Франциско», «Портленд» и, несмотря на то, что «Икадзухи» серьезно пострадал, потерял две трети своей артиллерии ГК и 19 человек экипажа убитыми, японские эсминцы вместе с японской эскадрой вышли из боя и дошли до базы.

Японские эсминцы ведут огонь
Японские эсминцы ведут огонь

Несмотря на то, что доставка подкрепления на Гуадалканал была отложена, японское командование все же приняло решение довести задуманную операцию до конца, но на день позже, чем первоначально планировалось. Новый ночной бой состоялся с 14 по 15 ноября и отличался не меньшей ожесточенностью.

В нем эсминцы «Сикинами», «Уранами» и «Аянами» действовали в составе группы С. Хасимото и патрулировали в районе о. Саво, именно на долю первых двух пришлась первая атака американских кораблей, которыми оказались два американских линкора («Вашингтон» и «Саут Дакота»). Вторую атаку уже провели «Аянами», «Сираюки», «Хацуюки» и «Инадзума», входившие в группу «Нагара». Точным орудийным огнем и торпедами были потоплены эсминцы «Уолк» и «Престон», эсминец «Бенхэм» получил попадание торпедой и вышел из боя (затонул на следующий день), эсминец «Гвин» получил попадание в машинное отделение и был охвачен огнем. Однако японцам не удалось уйти без потерь – линкор «Вашингтон» накрыл огнем «Аянами», который охватил пожар. Вскоре «Аянами» был покинут экипажем, который перешел на «Уранами», и после попадания двух торпед со своего «систершипа» взорвался и затонул.

Американский эсминец DD-379 «Престон» (тип «Мэхэн»), потопленный японскими эсминцами
Американский эсминец DD-379 «Престон» (тип «Мэхэн»), потопленный японскими эсминцами

Однако несмотря на неплохие успехи эсминцев типа «Фубуки» в этих боях, сама операция по доставке подкреплений на Гуадалканал и обстрелу американских позиций оказалась проваленной. Только 2000 - 3000 солдат смогли достигнуть Гуадалканала, при этом большая часть вооружений и продовольствия была утрачена. С этого момента японский флот смог только доставлять небольшие подкрепления и продовольствие на Гуадалканал.

В связи с угрозой американской авиации японцы вынуждены были продолжить применять тактику «Токийского экспресса» для доставки подкреплений на Гуадалканал. Однако этих подкреплений и снабжения не было достаточно, чтобы поддерживать боеспособность японских войск на острове. В связи с этим в декабре 1942 года было принято решение оставить Гуадалканал, и штаб Объединенного флота начал готовить план эвакуации войск, перебрасывая ресурсы для операций в Новую Гвинею.

14 января «Токийский экспресс» из девяти эсминцев доставил батальон, который должен был обеспечивать безопасность тылов на Гуадалканале во время операции по эвакуации. В распоряжении Г. Микава, командующего 8-м флотом, имелся 21 эскадренный миноносец на базе на Шортлендских островах, с их помощью он и планировал провести эвакуацию.

Эсминец «Сираюки», участник эвакуации гарнизона Гуадалканала
Эсминец «Сираюки», участник эвакуации гарнизона Гуадалканала

В первый рейс 1 февраля вышло 20 эсминцев, одиннадцать эсминцев были назначены транспортами (в их состав входил «Сираюки»), остальные девять составили группу прикрытия. Несмотря на атаки американской авиации и американских торпедных катеров, транспортные эсминцы подошли к двум пунктам погрузки, погрузили ожидающих солдат на эсминцы и без потерь вернулись на базу. Второй рейс был выполнен 4 февраля и так же удачно, авиация противника повредила только 1 эсминец. Показательно, что американцы считали, что этими рейсами на остров доставляется новое подкрепление. Третий рейс по эвакуации был выполнен 7 февраля – с Шортлендских островов вышли 18 эсминцев, взявших курс к югу от Соломоновых островов вместо прохода по проливу Слот. Они без какого-либо противодействия со стороны американского флота прибыли к месту погрузки и забрали оставшиеся подразделения, при этом в течение полутора часов экипажи эсминцев прочесывали на своих лодках побережье в поисках отставших. В 01.32 8 февраля эта группа покинула Гуадалканал и к 10.00 прибыла к Бугенвилю без происшествий, завершив операцию.

На рассвете 8 февраля солдаты армии США продолжили наступление, но противника не обнаружили, остров Гуадалканал остался за американцами. И генерал Пэтч радировал в адрес адмирала Хэлси: «… «Токийский экспресс» больше не имеет остановки на Гуадалканале». Эпопея Гуадалканала для японского флота закончилась. Однако рейсы «Токийского экспресса» на этом не закончились. Теперь основной маршрут «Токийского экспресса» пролегал от островов Шортленд к острову Нью-Джоржия либо к Виле на острове Коломбангара. Но это уже несколько другая история, возможно к ней мы еще вернемся.

Японский транспорт на камнях у мыса Тассафаронга
Японский транспорт на камнях у мыса Тассафаронга

Как видим, в действиях у Гуадалканала свою роль сыграли и эсминцы «специального типа», причем доказав как свою универсальность, так и неплохие боевые качества. Из одиннадцати эсминцев, потерянных у Гуадалканала, пять относилось к типу «Фубуки», довольно большая плата за остров, который не удалось удержать. Именно в этих «боях на истощение» у Гуадалканала японские торпедные флотилии понесли потери, ставшие впоследствии невосполнимыми. Однако впереди оставалось еще почти три года войны на Тихом океане, в ходе которых потери будут только расти.

P.S. Так японские корабли типа "Фубуки" - эсминцы или транспорты? Вопрос риторический для "любознательных" читателей.

Источники: Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.- 280 р.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 1 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2000. – 152 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 2 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2002. – 256 с.; Васильев, П. Эскадренные миноносцы типа «Фубуки»/ П.П.Васильев// Мидель-шпангоут, № 42 – 2015. – 258 с.; Васильев, П. Эсминцы типа «Фубуки» в составе Императорского флота Японии 1929-1945 гг/ П.П.Васильев. – М.: Моркнига, - 2011. – 258 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Морисон, С. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном / С.Э.Морисон. – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Морозов, М. Гуадалканал!/ М.Э.Морозов, Е.А.Грановский. – М.: ЧеРо, 1996.- 104 с.; Олюнин, Л. Японские эскадренные миноносцы типа «Фубуки»: Эскадра № 4, 2005 / Л.А.Олюнин. – СПБ: Издательство ЛеКо, 2005. – 72 с.; Патянин, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879 -1945 гг.) / С.В.Патянин.- СПб: БКМ, 1998. – 112 с.; Хара, Т. Одиссея самурая. Командир японского эсминца / Т.Хара// Пер.с англ.: И. Бунич. - СПб.: Облик, 1997. – 83 с.

Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: