Что капитаны хранят в шкатулке? На фото — необычный сувенир, это горлышко бутылки шампанского с церемонии имянаречения корабля.
Спуск судна на воду для корабелов — большой и радостный праздник, как для родителей – появление ребёнка. Церемония, посвящённая этому событию, традиционно сопровождается ритуалом имянаречения. Этот обычай продолжает и «Газпром флот». О морской традиции, которой не меньше четырех тысяч лет, рассказали в «Газпром флоте».
Корнями традиция освящения и имянаречения уходит глубоко в века. Первое описание освящения судна было обнаружено ещё в египетских папирусах и датируется 2100 годом до н.э. В документе рассказывается о том, как спускали в воды реки Нил корабль фараона.
До прихода христианства языческие народы по-разному «задабривали» своих богов, чтобы те сохранили и новое судно, и жизни морякам, уходившим в плавание. Так, греки поливали корабль водой, чтобы получить расположение Посейдона, а римляне при спуске кораблей приносили в жертву Нептуну захваченных пиратов.
Северные викинги окропляли свои дракары кровью убитых пленников, но особого расположения богов они рассчитывали заслужить, когда во время спуска укладывали под киль корабля самого сильного пленного воина. На островах Южного полушария перед спуском судна было принято скармливать пленников акулам.
С более широким распространением христианской культуры кровавые жертвоприношения язычников канули в Лету. Жертву богам заменили на красное вино. В Средневековье символической кровью Христовой борт нового корабля окропляли из золотого кубка, инкрустированного драгоценными камнями. Примечательно, что сам кубок при этом выбрасывали в море, как бы отказываясь от мирских ценностей. Таким образом моряки просили у Бога защиты и покровительства в дальних плаваниях. Правда, позже европейцы заменили кубок на стеклянный сосуд с вином, который во время церемонии разбивали о борт корабля.
В русской православной традиции спуск корабля на воду и его имянаречение со временем стали практически аналогичны крещению ребёнка.
Первоначально, в Императорской России, на празднество по случаю постройки нового корабля собирались адмиралы, высшие государственные чины и знать. На некоторых церемониях присутствовал и сам император или члены его семьи. Проводился торжественный молебен, во время которого священники высокого ранга окропляли новое судно святой водой. Под звуки национального гимна «Боже, царя храни» другие корабли артиллерийским салютом встречали в свои ряды новобранца.
С революцией 1917 года ритуал имянаречения забылся. Лишь в 30-е годы традицию возобновили. По примеру Франции о нос нового судна стали разбивать бутылку шампанского. Пена этого напитка символизировала пену морскую. Так и проходило крещение судов в Советском Союзе, пока не была возобновлена православная традиция.
Теперь перед обрядом имянаречения судна, как и ранее, служится торжественный молебен. Священник благословляет новый корабль в путь, и лишь после этого «крёстная мать» разбивает о нос судна бутылку, нарекая его именем, под которым оно будет ходить всю свою жизнь. Горлышко этой бутылки бережно хранит капитан, а фотография крёстной матери вывешивается на судне как символ матери, которая всегда ждёт своих детей на суше.
«Газпром флот» – морская компания. Здесь не только продолжают великую морскую традицию, начатую нашими предками, но увековечивают память о людях, благодаря которым и теперь развивается наше общее дело.
Плавтехсредства, принадлежащие компании, называют именами государственных и научных деятелей, в том числе внёсших значительный вклад в становление и развитие нефтегазовой отрасли. Это дань уважения тем, чьи открытия сегодня позволяют осуществлять бурение на российском континентальном шельфе, открывать новые месторождения и разведывать недра, запасы которых в будущем лягут в основу благосостояния России.
Автор: Елизар Пирогов, газета «Мой Газфлот»
Фото: «Газпром флот»