Уверен, вы слышать не слыхивали про художника Луиса Уэйна. Но вы совершенно точно видели хотя бы одну из нарисованных им «кошачьих» картинок. Слишком уж много он их нарисовал и слишком уж популярны они были в своё время (то есть – на пересечении двух веков – 19-го и 20-го). Ходят они «по этим нашим Интернетам» - и в виде открыточек, и в виде мемасиков. Очень уж симпатичными у Уэйна получались портреты мурзиков и мусек. Настолько симпатичными, что – как напоминает нам фильм «Электрическая жизнь Луиса Уэйна» - именно картинки британца заставили современную западную цивилизацию полюбить кошачье племя и сделать его представителей чуть ли не более желанными домашними питомцами, чем собаки.
Не пытайтесь искать фильм под этим названием. Российские локализаторы, как всегда, посчитали оригинальное название («The Electrical Life of Louis Wain») неудачным и при переводе обозвали его по-своему – «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Ну, под каким бы названием фильм ни вышел на российские экраны, он точно достоин зрительского внимания. Вы не любите байопики? Ну, так в данном случае авторами умело обойдены все основные недостатки плохих биографических драм.
Что делает байопики скучными произведениями, от которых клонит в сон? Во-первых, это попытки «энциклопедийно» упомянуть все этапы творчества исторической личности, о которой снят фильм, - от момента его рождения и до сошествия во гроб. Хороший байопик, вместо этого, выбирает какой-то отрезок жизни героя (иногда даже не самый выдающийся) и через рассказ об этом этапе старается рассказать обо всех других важных фактах биографии человека.
В фильме «Электрическая жизнь Луиса Уйэна» мы знакомимся с центральным персонажем, когда он – вполне уже взрослый человек, и даже увлечённо рисует (правда, пока – не кошек), одновременно с этим хватаясь ещё за +100500 дел: боксирует, музицирует, сочиняет оперы и изобретает чудо-новшества. О детстве, юности, родителях и друзьях детства Уэйна зрителю либо рассказывают в диалогах, либо просто намекают более тонкими художественными средствами.
Вторая беда плохих байопиков – преклоненно, с придыханием повествовать о герое, от чего кино получается похожим на книжку из серии ЖЗЛ. Но Бенедикт Камбербетч в роли Луиса Уэйна не боится показывать художника смешным, нелепым, иногда – назойливым, иногда даже пугающим своей бьющей через край энергетикой и зашкаливающей эксцентричностью. Такой Уэйн мог бы стать персонажем какого-нибудь из фильмов Тима Бёртона. Да и весь фильм выглядит так, словно его Бёртон снимал.
На самом деле поставил «Электрическую жизнь Луиса Уэйна» не голливудский гений мрачной эксцентрики, а молодой английский режиссёр Уилл Шарпи, который – несмотря на юный для кинопостановщика возраст (а ему всего-то 35 лет) уже достаточно опытен. В его фильмографии – один сериал («Цветы») и две полнометражные трагикомедии («Темнейшая из вселенных» и «Чёрный пруд»). Возможно, эта опытность помогла ему избежать по-ученически робкой стилистики в рассказе о реальных событий. А это - третий «грех» постановщиков плохих байопиков, которые вдруг забывают, что в кино можно экспериментировать с монтажом, ракурсами, цветами и прочими предоставленные в пользование режиссёру «инструментами».
Шарпи вовсе не боится делать повествование «сказочным» по стилистике. Или, вдруг, обрушить на зрителя психоделический трип (хотя во времена Луиса Уэйна слов-то таких не знали). Молодой режиссёр, не смущаясь, озвучивает кошек так, что в их мяуканьи начинает слышаться человеческая речь. И без тени сомнения отдаёт небольшую роль писателя Герберта Уэллса… мрачному австралийскому рок-певцу Нику Кэйву. И всё это делает его фильм не просто увлекательным, но выдающимся художественным произведением.
Вот помяните моё слово – «Электрическая жизнь Луиса Уэйна» (ну, или «Кошачьи миры Луиса Уэйна») появится в списках основных «оскаровских» номинантов. Легко предсказать, что она повоюет за золотую статуэтку в категориях «Работа художника-постановщика», «Операторская работа», «Лучшие костюмы». Очень вероятно, что в актёрской номинации на «Оскар» окажется Бенедикт Камбербэтч (он играет заглавного персонажа потрясающе вдохновенно), а, может, и кто-то из «поддерживающего» состава (например, Андреа Райзборо дивно хороша в роли сухой, приземлённой сестры Луиса Уэйна). Ну, и – вангую – в номинации «Режиссура» и «Лучший фильм года» мы «Электрическую жизнь» тоже увидим.