Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Как я принимал душ в новомодном вагоне и что из этого вышло. Критика санузлов самых массовых вагонов для РЖД

Оглавление

Душ, который обдает холодной водой... Туалет, не приспособленный для правшей... Раковина, над которой не умыться... Я решил поговорить на деликатную тему: санузлы в самых массовых вагонах будущего. Их есть за что критиковать.

Фото: Трансмашхолдинг
Фото: Трансмашхолдинг

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

Душ в каждом вагоне

Вагоны, о которых я буду рассказывать, выпускаются с 2019 года в плацкартном, купейном исполнениях, а также как СВ. Это будут самые массовые вагоны в будущем. Их можно эксплуатировать и по отдельности, и в виде двухвагонных сцепов. Снаружи такие вагоны легко отличить по отсутствию двери со стороны нерабочего тамбура.

-2

Одно из главных новшеств таких вагонов по сравнению с предыдущими моделями – это то, что как раз-таки вместо нерабочего тамбура там увеличили один из туалетов и разместили душевую. Души появились в каждом вагоне – вне зависимости от класса обслуживания. Разные перевозчики по-разному организуют использование душевых кабин пассажирами. У ФПК, например, воспользоваться душем может бесплатно любой желающий. У крымского перевозчика ГСЭ в поездах «Таврия» за пользование душем взимается плата.

У такого размещения душевой кабины было много критиков: если кто-то моется в душе, остается всего один свободный для использования туалет. Это, и правда, не очень удобно: здесь приходится рассчитывать только на совесть пассажиров и на то, что они не будут занимать душ надолго перед прибытием поезда, когда туалеты особенно востребованы.

Как инженеры отзеркалили туалет

На днях я совершил поездку продолжительностью около двух суток в туристическом поезде «Серебряный маршрут» из Москвы в Москву через Псков, Великий Новгород, Рыбинск и Ярославль. Вагоном, в котором я путешествовал, был как раз тот самый купейный вагон, причем производства 2021 года. В пути следования я дважды успел принять душ, рассмотрел во всех тонкостях нюансы работы санузлов и обменялся впечатлениями с попутчиками.

Начнем с устройства туалетов. Обе туалетные комнаты находятся в конце вагона. Они расположены как зеркальное отражение друг друга и с этим есть проблемы.

В обоих туалетах есть традиционный унитаз с сенсорным сливом (кнопка бесконтактная, ее не нужно нажимать, достаточно лишь поднести руку) и бумажные накладки на стульчак.

-3

Дальше начинаются инновации. В этих вагонах, например, появились гигиенические души. Здесь сделали бесконтактный кран – чтобы помыть руки, достаточно поднести к нему руки, и вода польется сама. Это удобно, хотя есть нюанс. Пассажир не может регулировать температуру воды. В моей последней поездке вода всегда была комфортной температуры, но во время прошлых путешествий в таких же вагонах с температурой воды были проблемы.

Планировка раковины, к сожалению, теперь не позволяет полноценно наклониться над ней, чтобы умыться или почистить зубы. Непременно упираешься макушкой в зеркало. Но, если вас это утешит, в импортных «Ласточках» и «Сапсанах» еще хуже.

-4

Теперь об отличиях правого (большого, с душем) и левого (маленького) туалетов. Туалеты сделали абсолютно зеркальными по отношению друг к другу. Как подметил мой попутчик, кажется, инженеры просто отзеркалили санузлы в специальной программе для проектирования помещений. Из-за этого правшам в маленьком туалете оказалось совсем неудобно.

Например, простите за подробности, туалетная бумага и контейнер для использованной бумаги находится с левой стороны, что создает определенные неудобства с учетом вечной просьбы РЖД «не бросать бумагу в унитаз». Гигиенический душ тоже висит слева.

-5

Они умудрились отзеркалить даже датчик подачи воды – он находится слева от крана, а не справа, как в соседнем туалете. Недостаток такого решения вполне ощущаешь, когда хочешь что-то помыть. Например, фрукты. Зато сходишь в такой туалет и поймешь, как тяжело живется левшам в мире для праворуких.

Есть и еще одно необъяснимое отличие. В маленьком туалете нет бумажных полотенец. Не потому, что их забыл положить проводник, а потому что инженеры Тверского вагоностроительного завода не сделали для них контейнер. В большом туалете такой контейнер есть прямо над раковиной. Вот он, слева от крана.

-6

А в маленьком нет совсем... Я не разгадал, почему.

-7

Так что призыв «оставить после себя туалет таким же, каким вы хотели бы его видеть при следующем посещении» почти нереализуем. Раковину за собой протереть невозможно: просто нечем. Можно только помыть из гигиенического душа.

-8
-9

Вместо бумажных полотенец в этом туалете установили электрические сушилки для рук, хотя давно доказано, что они способствуют большему распространению бактерий.

-10

В маленьком туалете есть пеленальный столик. Оценить его удобство я не смог, да и спросить было некого. Мамы с детьми, если и попадут в такой вагон, то только случайно. В РЖД до сих пор не научились помечать наличие пеленальных столиков и душа в поезде специальной пиктограммой на этапе продажи билетов.

Еще один существенный недостаток. Как-то, когда я умывался в этом туалете, мне показалось, что на меня что-то брызнуло сверху. Я посмотрел на потолок, все было сухо, и я не придал этому значения. Но при следующем посещении на меня снова брызнуло. Оказалось, что под потолком висит освежитель воздуха, который периодически срабатывает прямо на пассажира. Так не должно быть.

-11

Контрастный душ

Теперь пойдем смотреть душевую. Я еще раз хочу подчеркнуть, что появление душа в каждом вагоне – на мой взгляд, безусловный плюс. Для того, чтобы это стало реальностью, инженеры проделали большую работу. В частности, установили баки для воды увеличенной емкости – 1600 литров вместо 800.

-12

Душевая кабина отделена от туалета стеклянной перегородкой. Мест, куда вы можете сложить вещи, не очень много. Их можно либо повесить на крючок в душевой, но тогда велик риск забрызгать их водой, либо сложить на крышку унитаза, но многим это покажется не вполне гигиеничным. Почему-то крючок на двери не сделали, хотя он просится именно там.

-13

В самой душевой сделано много подставок под мыло, шампунь и т.д. Это удобно.

-14

Что касается устройства самого душа. Все работает так: вы можете настроить температуру воды смесителем. Затем вы нажимаете на кнопку подачи воды, вода течет примерно в течение минуты. После того, как подача воды прекращается, вы можете нажать на кнопку снова.

-15

Устройство смесителя хорошо видно на фотографии ниже, которую я сделал не во время своего последнего путешествия, а когда был на презентации вагона в Москве в 2019 году.

-16

Со смесителем есть нюансы.

Во-первых, чем дольше вы моетесь, тем больше падает температура воды. Примерно после 10 нажатий вода становится ощутимо холоднее. Поэтому важно начинать принимать душ, когда горит индикатор готовности бойлера. В этот момент горячей воды в системе больше всего.

-17

Во-вторых, у душа есть «глюк». Если вода перестала течь и между нажатиями у вас прошло хотя бы секунд 30, следующий душ будет контрастным. Прежде чем вы получите воду нужной температуры, на вас выльется немного холодной воды. Поскольку это нравится не всем, люди стараются не делать больших пауз или даже нажимать на кнопку, когда вода еще не перестала литься. Разумеется, это приводит к большему расходу воды, но производитель сам к этому подталкивает, допустив подобную оплошность в системе водоснабжения. Один из моих попутчиков рассказал, что недавно ехал в новой двухэтажке, где тоже есть душ, и тоже столкнулся там с этим багом. Так что это системная проблема.

-18

В вагоне, в котором ехал я, вода уходила легко и не застаивалась (я знаю, что в других вагонах с этим есть проблемы). Однако стоять на сетчатом полу было не очень приятно: сетка довольно острая. Мои попутчики сказали: мол, никто и не стоит босиком, и все продвинутые путешественники ездят с резиновыми тапочками. Я не могу с ними согласиться: многие могут даже не ожидать, что в вагоне будет душ, а непромокаемые тапки берут единицы. Поэтому коврик я сделал бы менее острым.

Обидно, что инженеры при разработке действительно хорошего вагона не учли много нюансов. Чтобы собрать подобную информацию о недоделках, было бы достаточно отправить в путешествие в самом первом вагоне пассажиров-тестировщиков, после чего все можно было бы довести до ума. Но увы…

Отдельный вопрос есть и к эксплуатанту. В некоторых поездах ФПК обеспечивала проводников специальными банными принадлежностями. Можно было купить набор для душа и арендовать банное полотенце. В моем поезде ничего подобного не было, хотя на этом перевозчик вполне мог бы неплохо заработать.

Чтобы не пропускать тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.