Найти тему
Кино без мужа

Что на самом деле просила Махидевран у султана, после его никяха с Хюррем?

Ты будешь учить меня что делать? Или ты мне угрожаешь? Кадр из сериала
Ты будешь учить меня что делать? Или ты мне угрожаешь? Кадр из сериала

Всем привет! Я — Марина, у нас с мужем разные вкусы в кино, поэтому своими мыслями о любимом сериале "Великолепный век" я делюсь в этом блоге. Добро пожаловать!

Здесь я начала рассказывать, что на самом деле скрывается за страданиями Махидевран по султану.

А сейчас продолжу. Итак, ворвавшись в покои Махидевран в ультимативной форме требует даровать ей свободу. Разумеется, под тяжелым взглядом падишаха она трезвеет становится кроткой и покорной. Но это только с виду.

Как ты смеешь? Кадр из сериала
Как ты смеешь? Кадр из сериала

Привожу диалог с комментариями. Итак, повелитель взбешен невиданной выходкой Махидевран и требует от нее объяснений.

М.: Я лишь хотела, чтобы вы выслушали меня. Сделайте хотя бы это, я прошу вас. (*Все хорошо, разговор будет коротким, ничего серьезного. И то, если ты позволишь мне это. Хотя фактически Махидевран вынудила султана принять ее*).

С.С.: Я сказал, чтобы ты пришла позже. К чему эта спешка? Как ты смеешь проявлять такое неуважение? (*Отвлекающий маневр не удался, султан дает ей понять, что вынужден разговаривать с ней, а значит, уже недоволен*).

М.: Мой повелитель, я искренне считаю большой честью быть вашей наложницей и рабыней. (*Льстит, пытаясь сгладить гнев султана и перевести беседу в комфортное русло*). Я никогда не хотела проявить к вам неуважение. (*Ты заблуждаешься, не верь своим глазам и чувствам, это не то, о чем ты подумал*). Но больше я не могу мириться с тем, что в гареме меня считают пустым местом. (*Пытается вызвать жалость и чувство несправедливости у султана, ведь она мать шехзаде, а значит должна быть уважаемой всеми. При этом Роза бесстыдно лжет: ее уважают девушки в гареме, она приближена к Валиде*). Хюррем-хатун вы даровали свободу. Освободите и меня. (*Намекает, что у нее, как у султанши есть полное право получить то, что было дано хатун, принижая статус Хюррем*). Позвольте и мне стать свободной женщиной, чего я так давно заслуживаю. (*Сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Давит на султана, навязывая ему свое мнение относительно того, как должна быть награждена*) ... Освободите меня, я только этого у вас прошу. Это ведь немного. (*Опять давит, навязывая мнение относительно серьезности такого поступка, как дарование свободы. Тебе не надо думать, вот готовое решение: даровать свободу — это пустяк. Так даруй мне ее*).

С.С.: Да как ты смеешь так со мной говорить? Никто не смеет отдавать мне приказы! (*Распознает манипулятивную попытку подтолкнуть его к принятию нежелательного решения*).

М.: Простите меня, но я говорю это как любящая вас женщина. Как женщина, подарившая вам шехзаде. (*Манипулирует чувством признательности идолга, напоминая о счастливом совместном прошлом*).

С.С.: Разговор окончен, свободы я тебе не дам! (*Султан видит попытки манипулировать собой и обрывает разговор. Это самая верная тактика, чтобы отбиться от разошедшейся не на шутку "жертвы"*).

М.: Если вы не жалуете мне свободу, тогда отошлите меня. (*Махидевран намерена идти до конца, ей больше нечего терять*.) Я больше не могу оставаться здесь. (*Типичная уловка жертвы, фокусирует внимание на своих страданиях, отвлекая от истинной сути дела*). Отправьте НАС в санжак. (*Называет истинную цель визита. Вряд ли она всерьез рассчитывала получить свободу. А раз так, значит, нужно требовать компенсацию — отъезд туда, где никто не будет мешать Махидевран воспитывать сына "под себя"*). Обрезание состоялось, не будем больше ждать. (*С помощью этого аргумента придает разговору деловой тон, мол, ничего личного, только благо династии и Османской империи*). Мы с шехзаде просто уедем. (*Ты ведь не разлучишь любимого сына с матерью? Манипулирует чувством отцовской любви Сулеймана к Мустафе*)

С.С.: Ты будешь учить меня что делать? Или ты мне угрожаешь? (*Ты вообще понимаешь, что творишь? На что ты рассчитываешь?*)

М.: Вы не оставили мне другого выхода. (*Вполне. Но мне плевать. Ты загнан в угол и сейчас сделаешь то, что я хочу. Выход из ситуации только один: мы уедем из Топкапы*).

С.С.: Конечно, я немедленно отошлю тебя. (*Ну будь по-твоему, раз ты так просишь*). Но Мустафу ты никуда отсюда не увезешь. (*Ошибаешься, выход не один и точно не такой, как тебе хотелось бы*). Его место здесь, со мной. (*Решила с султаном померяться крутизной? Ладно, сама напросилась*)

М.: Повелитель!.. Мустафа!.. (*Беспомощный скрежет мозгов Весенней Розы*).

С.С.: Уходи с глаз моих долой! (*Не умеешь не берись*)!

Не умеешь — не берись! Кадр из сериала
Не умеешь — не берись! Кадр из сериала

Даже учитывая низкий уровень интеллекта Махидевран, сложно поверить, что она всерьез рассчитывала получить свободу от султана. А вот что надеялась на это — не исключено! Потому что "жертвы" привыкли получать помощь извне, случайно и сверх меры. (По этой же логике она ныла о любви и верности к повелителю: а ну как поссорится он со своей рыжей и вспомнит о прелестях Розы. Снова позовет на хальвет, а это мало того что мужское внимание, так еще и подарков пришлет. "Жертвы" — настоящие джентльмены удачи. Их жизнь полна романтики. Они не умеют достигать целей самостоятельными усилиями, но помощь со стороны порой во много раз компенсирует этот недостаток различными плюшками).

Уа-уа-уааа!!! Кадр из сериала
Уа-уа-уааа!!! Кадр из сериала

Разумеется, она не понимала, что эта дешевая постановка не тронет султана. Ее интеллектуальных способностей не хватало, чтобы понять хотя бы 5 % проницательного ума Сулеймана. Причины гнева султана остались для Махидевран загадкой (еще бы, она ведь такой великолепный план составила), поэтому она предсказуемо мчится за помощью к Валиде, в покоях которой заводит привычную шарманку: "Я не виновата, не смогла держать это в себе". Хорошо хоть Гюльфем не присутствовала при этом разговоре, она бы точно ей тарелку с лукумом на голову надела!

Валиде прямо говорит, что помочь не может, и Махидевран начинает плакать как наша Таня, причитая, что Мустафа не сможет без нее, пытаясь сыграть на привязанности бабушки Айше Хафсы к внуку. Хотя на самом деле это она не сможет без Мустафы: пацан бы погрустил-погрустил, да привык бы, не маленький уже.

Потом Махидевран говорит важные слова: "Мне очень страшно... Меня все забудут в этом дворце"... Она боится вовсе не за сына, а за себя. Без Мустафы Весенняя Роза никто и ничто. А ей очень, очень нужно быть значимой. Образ жертвы уже в прошлом, а образ почти-валиде-султан скользнул между пальцев и исчез.

Горе горькое у Маши. Кадр из сериала
Горе горькое у Маши. Кадр из сериала

После разговора с Валиде она идет к себе в покои, где как обычно источает реки слез. Приходит Мустафа, и Махидевран хоть и вытирает слезы для порядка, но на вопрос сына о причине рыданий откровенно врет, что ее высылают, потому что "папа НАМИ недоволен". Откровенная ложь и настраивание сына против отца. Поступок во-первых, подлый, во-вторых, опасный: султан не только отец Мустафы, но и его повелитель...

ТВОЙ папа НАМИ недоволен. всего четыре слова, а какой эффект! Кадр из сериала
ТВОЙ папа НАМИ недоволен. всего четыре слова, а какой эффект! Кадр из сериала

Помимо поклепа на отца, Махидевран также между делом транслирует Мустафе свою беспомощность (прям ни стыда, ни совести — втягивает ребенка в свои разборки!): "Кроме тебя у меня никого нет"...

При этом Сюмбюлю, сообщившему, что султан простил ее (что показательно, Махидевран не просила прощения. Это тоже типично для жертвы, которая провоцирует человека на скандал, в котором оказывается... "жертвой"), Роза начинает орать, мол, что с того! И, глядя в упор на Мустафу говорит: "Я лишь просила остаться с моим сыном"... (В переводе на человеческий с языка "жертвы": *Я не просила ничего для себя, я как образцовая мать днем и ночью пекусь о благе единственного ребенка, и за это меня ссылают из дворца*...) Эта пламенная речь была обращена к Мустафе: про запас, навырост. Но Мустафа вскочил как ужаленный и побежал к отцу защищать маму. Очевидно это было далеко не первое внушение на тему страданий героической матери, которая ради сына терпит адовы муки в этом ужасном дворце, набитом врагами и недоброжелателями Весенней Розы.

Куда же он пошел? Останови его... Кадр из сериала
Куда же он пошел? Останови его... Кадр из сериала

Прекрасно понимая, куда побежал сын, Махидевран изображает растерянность и ужас в течение времени, необходимого пацану, чтобы отбежать подальше от покоев матери. Только после этого она посылает за ним Сюмбюля. Но разъяренный шехзаде, демонстрируя принадлежность к правящей династии, велит евнуху убраться с его пути. Пропаганда матери работает вовсю.

Прочь с дороги! Кадр из сериала
Прочь с дороги! Кадр из сериала

Мустафа толкает пламенную речь султану, предварительно выслав Ибрагима, и требует отправить их с матерью подальше от Стамбула. При этом 12-летний (напишите, сколько ему лет было на тот момент, кто знает) пацан поражает глубиной понимания женских чувств. Он заметил, что в этом дворце страдает только его мама... Интересно, как много времени он проводил в обществе других женщин?

Но султан, пустив скупую мужскую слезу умиления над совестливостью и мужеством любимого сына, отправляет его вместе с глупой свободолюбивой матерью в Эдирне. Махидевран ликует: эвона куда кривая вывела! То, что она разлучает сына с отцом в сложный подростковый период, она и не думает. "Легкость в мыслях необычайная", — это про Махидевран.

Мамин герой! Кадр из сериала
Мамин герой! Кадр из сериала

Целуя сына, который фактически ценой своих добрых отношений с отцом удовлетворил ее каприз, она улыбается настолько самодовольно, что не остается сомнений: изначально она добивалась не свободы, а отъезда в санжак. Какая разница в каком статусе стать валиде: султан Мустафа все равно первым делом дарует обожаемой матери свободу. И вообще все, что она пожелает. Ведь теперь она одна будет воспитывать сына. Отныне никто и ничто не сможет встать между ними!

P.S. В треугольнике Карпмана самый опасный участник — это именно жертва, на мой сугубый взгляд. От нападений агрессора можно отбиться, от помощи спасателя — отказаться. Но практически невозможно пройти мимо несчастной жертвы, взывающей о помощи и защите от агрессора. Жертве редко получается что-то предъявить после конфликта, они виртуозно выворачивают ситуацию в свою пользу.

Даже прекратив с "жертвой" все контакты нужно быть готовым к ее агрессивным попыткам вернуть вас в порочный круг разрушительных отношений. Он или она будет театрально страдать У ВСЕХ НА ВИДУ и молчаливо или же во всеуслышание обвиняя вас в жестокости и бессердечии. Со стороны будет казаться, что вы — ужасный человек, обидевший беззащитного и слабого, поэтому знакомые (а порой и незнакомые) люди начнут вас совестить и призывать пересмотреть свое решение.

Отвязаться от жертвы можно только полностью прекратив с ней общение и выдержав длительную осаду в виде звонков, сообщений во всех возможных соцсетях, подкарауливанием у подъезда и попытками примирения при участии общих знакомых.

Все это наблюдается в отношениях Сулеймана и Махидевран. Не просто так он охладел к своей Розе. Султан в принципе болезненно относился к попытками манипулирования собой и жестко пресекал их. Но Махидевран удалось нехило потрепать ему нервы. Думаю, в итоге он и в санжак их отправил, с одной стороны, пожалев Мустафу, с другой — самого себя. Находится под одной крышей с такой женщиной — тяжелое испытание даже для властелина могучей Османской империи.

А как вы как считаете? Согласны со мной? Делитесь своими мнениями в комментариях. Если статья понравилась, ставьте 👍 и подписывайтесь, впереди много интересного!