Найти тему
Катехизис и Катарсис

Зачем американцы придумали «танк-скелет»?

Британские танки Первой Мировой войны при всех своих недостатках имели один жирный плюс - их ходовая позволяла преодолевать достаточно широкие рвы, через которые более надёжным, подвижным и дешёвым лёгким танкам было не "перепрыгнуть". В один прекрасный момент наши заокеанские братья по разуму прикинули хот-дог к носу и решили объединить достоинства обоих классов бронетехники. Так появился ТАНК-СКЕЛЕТ.

Эдвин Уилок из Pioneer Tractor Company (Миннесота) предложил "натянуть" гусеницу на собранную из труб раму, по форме в целом соответствующую профилю британских "ромбов". Между двумя такими рамами предполагалось закрепить собственно корпус танка из 12-мм бронелистов. Со сваркой тогда был проблемы, так что бронекорпус решили собирать на болтах и уголках.

В верхней части корпуса разместили вращающуюся башню (весьма прогрессивное по тем временам решение) с пулемётом. Два двигателя по 50 л.с. передавали крутящий момент на размещённые в отдельной бронекоробке узлы трансмиссии через карданный вал, заключённый в трубу.

Такая конструкция имела ряд преимуществ по сравнению с "обычными" танками. Сохранив возможность преодолевать широкие рвы, новая машина имела массу ок. 10 тонн, в то время как британский Mk.V был втрое тяжелее. Масса же англо-американского Mark VIII и вовсе достигала 40 тонн. Однако и вооружены эти машины были гораздо сильнее.

Одним из главных преимуществ "танка-скелета" Уилок видел ме́ньшую по сравнению с "ромбами" площадь поражения. Наконец, надёжные двигатели Beaver при удельной мощности 11 л.с. на тонну веса машины без особых проблем могли перемещать этот танк со скоростью до 10 км/ч без риска перегрева, самовозгорания или отравления экипажа выхлопными газами.
Но и минусов у новой машины было немало. Например, единственный пулемёт имел немалых размеров "мёртвые зоны" с бортов. Подвеска была жёсткой, обзорность отвратительной, а сесть в танк и покинуть его можно было только через единственный люк в крыше башни.

И всё-таки американскому командованию "танк-скелет" пришёлся по душе. Было заказано, с американским размахом, сразу 1000 ед. новой техники.


Не фартануло. Пока разворачивали производство, в серию пошёл куда более удачный M1917, фактически - французский "Рено-FT". А там и война кончилась. И остался "танк-скелет" не более, чем забавным казусом в истории танкостроения...

А было бы забавно посмотреть на пару десятков таких "скелетов" где-нибудь в Лотарингии, а впоследствии - скажем, в боях за Царицын... Со стороны посмотреть, разумеется.

Автор - Павел Заикин