Найти тему
От частного к целому

Каховская открывается [без истории]. ... Ну или пара слов о перилах.

Оголовок спуска перехода станции. Фото Ю. Дубровский, март 2019.
Оголовок спуска перехода станции. Фото Ю. Дубровский, март 2019.

Сегодня звучит много торжественных слов о небывалом пуске, о невероятных достижениях, о новых рекордах метростроевцев. Метростроевцев, безусловно, стоит поздравить. Как и местных жителей.

Но сегодня будут и те, кто будет вспоминать оригинальный мрамор, оригинальную плитку на станции «Каховская»... Возможно, кто-то вспомнит о старых павильонах, глядя на новые. Возможно, кого-то удивит, как можно было не продумать подсветку бережно сохранённых и возвращённых на своё место панно.

Новый облик станции изобилует косыми линиями и наклонными элементами. Даже новый шрифт написания названия – курсив. На этом фоне лишь более странным выглядит отсутствие попыток сохранить оригинальные оголовки спусков в переход на «Севастопольскую».

Фрагмент ограждения спуска. Фото Ю. Дубровский, март 2019
Фрагмент ограждения спуска. Фото Ю. Дубровский, март 2019

Этот элемент, не бог весть какой, наверное, но был и родом из своего времени, и весьма нетривиальным для метро. Ну вот только здесь он был. Уникальная вещь. Особенность именно этого оголовка в согласованности разных материалов и в функционально казалось бы необоснованных (от того и частично утраченных) треугольников, объединяющих пояса деревянных перил и металлических панелей. Такой способ в статической композиции выявить некоторую экспрессию. Крепкий и строгий советский дизайн. В этих перилах была своя динамика, своя попытка установить диалог между 1969 и 1983 гг. Его ничего не мешало сохранить, как панно. Утраченные детали восполнить, что-то произвести заново. Ну и интегрировать в итоговый блестящий (и блёский) облик обновлённого перехода.

Угловой фрагмент ограждения оголовка. Видны детали стойки и примыкание алюминиевых панелей. Фото Ю. Дубровский, март 2019
Угловой фрагмент ограждения оголовка. Видны детали стойки и примыкание алюминиевых панелей. Фото Ю. Дубровский, март 2019

Впрочем, на «Севастопольской» не сохранены и порталы перехода, фланкированные двумя пилястрами. Порталы сходов были отделаны алюминием, анодированным под золото. Характерный материал как 1980-х гг., так и советского метро в целом.

Мы снова сталкиваемся с кейсом кинотеатров. Борясь с чем-то типовым, обыденным, приевшимся глазу, мы убиваем наработки, какие-то уникальные детали, придуманные советскими архитекторами. И сами не замечаем, как замещаем их куда более типовыми и тривиальными решениями.

Многие могли бы вспомнить, где ещё встречали такие элементы. Но оттепельный или «позднебрежневский» модернистский интерьер ещё более беззащитен, чем модернистский фасад. Если и было – то, возможно, уже и нет. Собственник решает. Поэтому метро, как государственный объект – как раз могло стать способом сохранить модернистские интерьеры, элементы отделки… Боюсь, пока это неочевидно.

Вот и здесь, был простой, но необычный оголовок.

Вид на ограждение с полуплощадки спуска. Отлично прочитываются эстетические качества, динамика и цельность формы. Фото Ю. Дубровский, март 2019.
Вид на ограждение с полуплощадки спуска. Отлично прочитываются эстетические качества, динамика и цельность формы. Фото Ю. Дубровский, март 2019.

#mosmetro #москва #московскийтранспорт #каховская #большаякольцевая #БКЛ #sovmod #модернизм #советскиймодернизм #архитектураметро