Алессандро Медичи стал герцогом Флоренции и опозорил свою семью своей жадностью и жестокостью. Сотни тех, кто сражался за Республику, были замучены, сосланы или убиты. Фра Бенедетто был отправлен к Клементу, который приказал заключить его в тюрьму в Сант-Анджело; там, говорилось в неопределенном сообщении, монах умер от голода.52 в Signory был расформирован; Палаццо делла Синьория теперь стал называться Палаццо Веккьо; и великий одиннадцати-тонный колокол, Ла Вакка—корова—что из прекрасной башни так называют многих поколений toparlamento, был снесен и разбит в щепки,“в порядок”, - сказал современный мемуарист, “чтобы мы больше не слышал сладкий звук свободы”.53
IX. КЛИМЕНТ VII И ИСКУССТВО
Обращение папы Римского с Флоренцией подтвердило вырождение семьи Медичи; его усилия по восстановлению Рима выявили искру административного гения и эстетической оценки, которые сделали семью великой. Себастьяно дель Пьомбо, который изобразил его в зрелом возрасте, изобразил его теперь стариком, мрачным, с глубокими глазами, седобородым, дающим благословение; очевидно, страдания наказали и в какой-то мере укрепили его. Он предпринял энергичные действия, чтобы защитить Италию от турецких флотов, которые теперь командовали Восточным Средиземноморьем; он укрепил Анкону, Асколи и Фано и оплатил расходы, убедив консисторию 21 июня 1532 года—вопреки возражениям кардиналов—наложить налог в размере пятидесяти процентов на доходы итальянского духовенства, включая кардиналов.54 Частично продав церковные должности, он собрал средства для восстановления имущества Церкви, восстановления Римского университета и возобновления покровительства науке и искусству. Он принял меры для обеспечения надлежащего снабжения зерном, несмотря на набеги берберских пиратов на суда близ Сицилии. В удивительно короткое время Рим вновь стал функционировать в качестве столицы Западного мира.
Город все еще был богат художниками. Карадоссо приехал из Милана, Челлини из Флоренции, чтобы поднять искусство ювелира до его зенита эпохи Возрождения; они и многие другие были заняты изготовлением золотых роз и почетных мечей в качестве подарков папам, сосудов для алтарей, серебряных посохов для церковных властей и процессий, печатей для кардиналов, диадем и кольцами для пап. Валерио Белли из Виченцы сделал для Климента великолепную шкатулку из горного хрусталя, на которой были выгравированы сцены из жизни Христа. Этот, ныне один из самых драгоценных предметов во дворце Питти, был подарен Франциску I на свадьбе его сына с Екатериной Медичи.
Украшение Ватиканского дворца было возобновлено в 1526 году. Величайшая картина понтификата Климента была написана в Зале Константина: там Джулио Романо изобразил Явление Креста и битву у Мильвийского моста; Франческо Пенни написал "Крещение Константина", а Рафаэль дель Колле изобразил, как Константин подарил папе Сильвестру.
После Микеланджело—и теперь, когда Джулио Романо переехал в Мантую,—самым талантливым художником в Риме был Себастьяно Лучано, который получил свое прозвище дель Пьомбо, когда был назначен хранителем и дизайнером папских печатей (1531). Родился в Венеции(около 1485 года), ему посчастливилось учиться у Джана Беллини, Джорджоне и Чимы. На одной из его самых ранних и прекрасных картин— "Три века веков" —он изображен очаровательным юношей между двумя известными иностранными композиторами, жившими тогда в Венеции,—Якобом Обрехтом и Филиппом Вердело. Для церкви Сан —Джованни Кризостомо он нарисовал—или закончил для Джорджоне-яркое изображение этого святого в лихорадочной композиции; и примерно в то же время(1510) он скопировал самую роскошную манеру Джорджоне в Авенюсе и Адонисе, чьи щедрые женщины, похоже, принадлежат к золотому веку до рождения греха. Вероятно, в Венеции Себастьяно также написал свой знаменитый портрет Дамы, долгое время приписываемый Рафаэлю Асле Форнарине.
В 1511 году Агостино Киджи пригласил Себастьяно приехать в Рим и помочь украсить виллу Киджи. Там молодой художник познакомился с Рафаэлем и некоторое время подражал его стилю языческого орнамента; взамен он научил Рафаэля венецианским секретам теплой окраски. Вскоре Себастьян стал преданным другом Микеланджело, впитал мышечную концепцию Титана о человеке и объявил о цели создания свадебного венецианского цвета в стиле Микеланджело. У него был шанс сделать это, когда кардинал Джулио Медичи попросил у него фотографию. Себастьяно выбрал в качестве своей темы Воскрешение Лазаря, сознательно соревнуясь с фигурой, которую Рафаэль писал в то время (1518). Критики не единодушно опровергли его мнение о том, что он равнялся фавориту Льва.
Он мог бы продвинуться дальше, если бы не был слишком доволен своим превосходством. Страсть к досугу поддерживала в нем эту сторону гениальности. Он был веселым парнем, который не мог понять, почему человек должен изнурять себя ни из-за лишнего золота, ни из-за такого блуждающего огонька, как посмертная слава. После того как он получил свою синекуру в Ватикане от своего покровителя, ставшего папой, он по большей части ограничивался портретами, в которых немногие художники превзошли его.
Бальдассаре Перуцци был более амбициозен, и его звучное имя звучало в течение целого поколения в горах Италии. Он был сыном ткача. (Художники в основном низкого происхождения: средний класс в первую очередь стремится к полезности, надеясь в старости найти время для красоты; аристократы, хотя и питают искусство, предпочитают искусство жизни жизни искусства.) Родившийся в Сиене (1481), Бальдассаре учился живописи у Содомы и Пинтуриккио и вскоре уехал в Рим. По-видимому, именно он нарисовал потолок дворца Элиодоро в Ватикане, и Рафаэль счел эту работу достаточно хорошей, чтобы оставить большую ее часть неизменной. Между тем, как и Браманте, он влюбился в классические руины, измерил наземные планы древних храмов и дворцов и изучил разнообразные формы и расположение колонн и капителей. Он стал специалистом в области применения перспективы в архитектуре.