Мало кто знает, что Т-54 имел три цифровые модификации 1, 2 и 3.
На базе танка Т-44, был создан Т-44В, который успешно прошел полигонные испытания в Кубинке и был рекомендован к принятию на вооружение, после устранения выявленных недостатков.
Танк получил индекс Т-54. У него была новая башня, вооружение, двигатель и некоторые детали корпуса и ходовой части.
Башня была литая с диаметром погона 1 800 мм, толщина борта лба 180 мм, у Т-44 - 120 мм. Борта имели броню 90 - 150 мм, с переменным углом наклона от вертикали до 20 градусов. Крыша башни была вварная изготавливались из двух сваренных катанных бронелистов толщиной 30 мм (у Т-44 - 15 мм).
Толщина верхнего и нижнего лобовых листов под углами 60 и 45 градусов, составляла 120 мм против 90 мм у Т-44.
Для усиления лобового лита корпуса у Т-54 убрали смотровую щель.
Основным вооружением была 100-мм танковая пушка Д-10ТК и два 7,62-мм пулемета СГ, один спаренный с пушкой, другой - курсовой справа от механика-водителя.
Дизель В-54 мощностью 520 л. с. располагался поперек корпуса, его питали топливом четыре внутренних бака общей емкостью 530 л. и три внешних на надгусеничных полках емкостью по 55 л каждый, дополнительные баки были включены в топливную систему.
В первую очередь расходовалось топливо из дополнительных баков. С дополнительными баками запас хода по шоссе достигал 300 - 360 км (у Т-44 - 235 км).
Ходовая часть была заимствована у Т-44, кроме опорных катков у которых ширина резинового массива выросла с 150 до 185 мм.
Танк стал весить 35,5 т, максимальная скорость упала до 43,5 км/ч.
В июле 1945 г. в КБ завода № 183 после испытаний первого опытного Т-54 разработали с учетом выявленных недостатков второй "объект 137" с новой конструкцией башни, вооружением и ходовой частью.
Башня была литая как у ИС-3. Толщина лобовой части достигала 200 мм, бортов - от 160 до 125 мм, угол наклона до 45 градусов. Крыша башни - 30 мм.
Пушка монтировалась 100-мм ЛБ-1 (36 унитарных выстрелов) со спаренным пулеметом 7,62-мм пулеметом СГ. У механика-водителя было два таких же курсовых пулемета. У каждого пулемета были две коробки с лентами по 250 патронов. Ленты в ящики и заряжание пулемета проводилось снаружи машины. Всего у всех 7,62-мм пулеметов было 3 500 патронов.
Также на крыше башни устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК со 150 патронами.
Помимо этого у экипажа было 12 ручных гранат Ф-1.
Силовая установка танка осталась без изменений. Емкость баков увеличили на 30 л. Запас хода остался прежний 300 - 360 км, несмотря на вес 39,15 т.
Вместо бортовых фрикционов имелись двухступенчатые планетарные механизмы поворота. В ходовой части применили гусеничный движитель цевочного зацепления.
После испытаний второго прототипа Т-54 был рекомендован к серийному выпуску, но с устранением ряда недостатков и доработки документации. 29 апреля 1946 г. Т-54 был принят на вооружение Советской Армии. В течение 1946 г. построили три опытных образца, вместо 165 серийных машин. Государственных испытаний опытные экземпляры не выдержали.
План на 1947 г. был на 250 машин, изготовили только 22.
Два головных серийных танка проходили ходовые испытания и обстрелы. Всего было приказано внести больше 2 000 изменений в конструкцию танка.
Т-54-1 имел классическую компоновку с задним расположением МТО, корпус был сварен из броневых катаных листов, имел острую носовую часть и вертикальные борта, днище выполнили корытообразным. Верхний лобовой лист корпуса имел толщину 120 мм под углом 60° к вертикали. Борта корпуса - 80 мм, крыша - 30 мм, днище - 20 мм. Кормовая часть была аналогична Т-44.
Толщина брони литой башни в лбу - 200 мм, поворотный механизм башни имел электропривод, которым мог управлять наводчик с помощью контроллера и командир с помощью системы командирского управления.
В башне осталась 100-мм пушка Д-10Т и спаренный с ней 7,62-м пулемет СГ-43. Прицел спаренной установки - ТШ-20, телескопический, шарнирный. Еще два СГ-43 были в бронированных ящиках на надгусеничных полках, механик-водитель мог вести из них неприцельный огонь. Над люком заряжающего был 12,7-мм пулемет ДШК с коллиматорным прицелом К10-Т.
У пушки было 34 выстрела, 200 патронов к зенитному и 4 500 патронов к 7,62-мм пулеметами.
Приборы наблюдения: командира, наводчика и заряжающего - перископические МК-4. Механик-водитель располагал двумя приборами МК-4.
Танк получил двигатель В-54 мощностью 520 л. с., в отличие от Т-44 у него были регулируемые жалюзи и измененная конструкция фрикциона вентилятора.
Дополнительные топливные баки располагались на надгусеничных полках, не присоединенные к системе питания двигателя, запас хода по топливу 330 км.
Трансмиссия аналогична Т-44. Пятиступенчатая коробка передач с двумя инерционными синхронизаторами. За поворот танка отвечали двухступенчатые поворотные механизмы.
В ходовой части на каждом борту было по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков, ширина гусеницы 500 мм. Опорные катки имели индивидуальную торсионную подвеску, в узлах первого и пятого катков каждого борта установили лопастные гидроамортизаторы.
Средства связи состояли из радиостанции 10-РТ-26 и переговорного устройства ТПУ-47 на четыре абонента. На танке имелась автоматическая противопожарная углекислотная установка.
Для постановки дымовой завесы на корме крепились две дымовые шашки МДШ с возможностью дистанционного запала и сброса.
Советские конструкторы еще с Т-34-76 оставлявшие минимальный забронированный объем не отказались от этого стремления и в Т-54, хотя из-за этого пришлось сократить боекомплект до 34 выстрелов, больше боекомплекта для пушки большого калибра в танк не помещалось.
Из-за тесноты боевого отделения подвесной полик не смонтировали, что сильно затруднило работу заряжающего при повороте башни, скорострельность падала, а иногда он мог быть покалечен.
Мощности двух вентиляторов (втяжного и вытяжного) на крыше башни и на перегородке силового отделения при интенсивной стрельбе не хватало и боевое отделение наполнялось пороховыми газами.
В 1948 г. завод № 183 смог изготовить 285 Т-54, точно по плану. Начал выпуск танков и завод № 75 в Харькове. Но танки в Белорусском военном округе показали низкую надежности и сборка машин была приостановлена на обоих заводах.
В 1949 г. выпустили 13 опытных, 25 учебных и только 16 серийных Т-54.
Объем конструкторских доработок был огромен, после чего прошли испытания, которые продлились до ноября, по его итогам была изготовлена модификация Т-54 обр. 1949 г. или Т-54-2.
Танк получил новую башню с узкой 400-мм амбразурой для пушки, без обратного скоса спереди с боков, в командирской башенке монтировался прибор ТПК-1 и 5 призменных смотровых приборов.
Турель зенитного пулемета улучшили. Чтобы сохранить заданную предельную массу для танка, толщину верхнего лобового листа уменьшили до 100 мм.
Два пулемета по бортам на надгусеничных полках убрали и установили один курсовой пулемет в отделении управления справа от механика-водителя. Боекомплект 7,62-мм патронов уменьшили до 3 500 штук.
Для вождения танка в условиях ограниченной видимости и отсутствия ориентиров механик-водитель получил гирополукомпас ГПК48.
Двигатель получил мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной, кассетами и эжекционным отсосом пыли из пылесборника.
Два дополнительных плоских прямоугольных бака разместили в корме и включили в систему питания двигателя.
Незначительно изменили трансмиссию и расширили гусеницу, система электрооборудования и средства связи не изменились.
Вместо автоматического включения противопожарного оборудования включили полуавтоматическое кнопочное.
В 1950 г. Т-54 снова пошел в серию. За этот год завод № 183 изготовил 423 машины вместо 400 плановых. В 1951 г. было выпущено больше 800 танков.
Одним из недостатков ранних Т-54 была башня с обратным скосом, то есть снаряд противника мог срикошетировать в погон башни и нанести повреждения корпусу танка.
В 1951 г. Т-54 получил литую башню полусферической формы без обратных скосов и кормовой ниши, с улучшенным уплотнением погона. Также обновили телескопический прицел ТШ-2-22 с 3,5 и 7-кратным увеличением. Цапфы артсистемы, погон башни, турели, командирскую башенку, маску пушки, прицел, пулеметы, выключатели и тумблеры лучше защитили от пыли.
Нижний лобовой лист получил узлы крепления каткового минного трала.
Вместо дымовых шашек МДШ установили более мощные БДШ-5.
Новая модификация была названа Т-54-3 (Т-54 обр. 1951 г.), в серию он пошел в 1952 г. и продолжалось до конца 1954 г. На его базе изготовили командирский Т-54К с дополнительной радиостанцией, навигационной аппаратурой и зарядным устройством, из-за чего пришлось уменьшить боекомплект пушки.
Именно с созданием этой модификации Т-54 принял свой классический вид.
Произошли кадровые перестановки в октябре 1951 г. А. Морозов был назначен главным конструктором КБ-60М завода № 75 в Харькове. Его место в руководстве отдела № 520 - КБ завода № 183 занял А. Колесников. В марте 1953 г. главным конструктором завода № 183 в Нижнем Тагиле стал Л. Карцев, он занимался установкой стабилизатора вооружения Т-54.
Это станет предпосылкой к появлению новой модификации Т-54.
Спасибо за прочтение.
Источник: Средние танки Т-54 и Т-55.