В Москве прекратили выпускать на маршруты трамвайные вагоны «Татра» Т-3, а если точнее модернизированные их варианты МТТ*. Эпоха классических «Татр» закончилась еще ранее, в 2014 году.
Трамвай «Татра» это, конечно легенда, это вагоны, работавшие в разных модификациях свыше 50 лет в бывшем СССР, но как сказать, во многих городах они еще послужат. «Татра» это памятник канувшему в лету социалистическому содружеству, когда чехословацкому предприятию было предписано обеспечивать вагонами несколько соцстран, включая многие города Советского Союза. Чешские «Татры» и венгерские «Икарусы» памятны многим поколениям и десятилетия были символами улиц многих городов России. Было время, они казались вечными, казалось, что всю жизнь будут ездить по улицам «Татры» и «Икарусы», но… время берет свое.
Еще ранее, в августе 2017 года ушли с городских улиц трамваи серии Т-3 в Туле, без них тульский трамвай стал совершенном иным. Тоже самое касается и московского трамвая. В годах 1988-1991 «Татры» Т-3 были практически полноправными хозяевами московских улиц, несколько КТМ71-608К в расчет можно было не брать, более того, если в Туле вагоны Т-3 были разбавлены трамваями новой серии Т-6В5, то в Москве «Татры» безраздельно хозяйничали на линиях, первый КТМ71-608К я встретил в Москве летом 1990 года и он был единственным среди множества «Татр» Т-3. Московские «Татры» запомнились по их необычной окраске – охра с белым. Нет, я помню еще и красно-желтые «Татры», например, на кольце Университет в 1988 году, но впоследствии именно желто-белые, как я их называл, Т-3 стали ассоциироваться с московским трамваем. Был резкий контраст – в Туле красно-желтые вагоны, в Москве желто-белые и когда из Москвы в Тулу поступило несколько трамваев в такой расцветке, они необычно смотрелись в городе оружейников.
В 90-е «Татры» в Москве массово списывались, передавались в иные города. Их место в ряде депо занимали вагоны отечественного производства. Но, тем не менее, многие вагоны прошли модернизацию, что позволило продолжить им работать вплоть до нашего времени. Вместо желто-белых «Татр» появились красно-белые (кремовые), а потом оставшиеся вагоны стали получать синию окраску. Синими они и ушли с московских улиц.
Уже в двух городах России, где я близко знаком с трамваями Т-3 они ушли с маршрутов. Тульские «троечки» мне запомнятся красно-желтыми, а московские желто-белыми. И там и там эти вагоны были символами, антуражем улиц. И там и там они памятны мне, были частью моей жизни и каких-то событий, моего детства, юности…
С их уходом, покидает постепенно улицы российских городов и чешская техника, а новой не предвидится, связи постепенно разрываются в транспортном машиностроении, хотя долгие десятилетия СССР (Россия) и Чехословакия (Чехия) были партнерами.
Наверное, придет время и мы скажем, прощай чешский трамвайчик в России, трамвай моего детства и юности. Из близких к Туле и Москве городов, есть еще пока Орел, где Т-3 работают и вроде менять нечем, если трамвай не закроют. В общем кто хочет побывать в прошлом, встретить трамвай детства или юности, стоит приехать в Орел.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора, из коллекции автора.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Наша группа в Одноклассниках:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала:
На каком транспорте ездили в городах позднего СССР. Часть 1. Трамваи
Единственный на Украине трамвай ЛВС-2009М
Краснодар один из лидеров в обновлении парка трамвайных вагонов
#трамваи #трамвай #городской транспорт #общественный транспорт #москва #электротранспорт #транспорт #города россии #символы #транспорт россии