Найти в Дзене
Путь и текст

Глиняная армия императора Цинь Шихуанди. Кто ее создал?

Оказывается, что вокруг знаменитой китайской Терракотовой армии активно бурлит научная мысль - исследователи ищут греческие корни создателей глиняных воинов императора Цинь Шихуанди. Я в свое время писал о западном влиянии на каменную скульптуру в Китае, но тут решили покуситься на святое - на главный китайский туристический объект (после Великой стены).

Немецкий археолог Лукас Никкель из Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета (SOAS) в своей статье «Первый император и скульптура Китая» утверждает, что китайские глиняные воины императора Цинь Шихуанди создавались под сильным влиянием греческих мастеров из эллинистических государств Азии.

Терракотовые воины императора Цинь Шихуанди. Фото автора.
Терракотовые воины императора Цинь Шихуанди. Фото автора.

Лукас Никел пытается опереться на известные исторические упоминания о 12 статуях у Сыма Цяня и других китайских авторов:
Сыма Цянь, Ши Цзи
[ Ши-хуан ] собрал оружие со всей Поднебесной в Сяньян и выплавил из него колокола и вешала для них, а также двенадцать металлических фигур весом в тысячу дань каждая, которые установил в своих дворцах

Бань Гу, Хань шу.
В 26 год (правления) Цинь Ши хуан-ди появились великаны высотой в пять чжан...все они носили одежду варваров И и Ди; всего двенадцать человек появилось в Линьтао. [Цинь Ши-хуан] расплавил оружие Поднебесной, сделал двенадцать металлических истуканов и таким образом изобразил их.

Линьтао - это крайний запад китайских владений.
Ниже, на фото, статуя воина в греческом шлеме. Ее высота 42 см, фигура найдена близ города Урумчи в Китае. Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района.

-2

С этими китайскими сообщениями удивительным образом перекликается текст греческого историка Диодора Сицилийского, писавшего о завершении восточного похода Александра Македонского:
Диодор Сицилийский
Решив здесь положить конец своим походам, он прежде всего соорудил алтари 12 богам высотой в 50 локтей, затем велел обвести рвом пространство, втрое большее, чем то, которое занимал лагерь; ров выкопать шириной в 50 и глубиной в 40 футов. Груды выкопанной земли употреблены были на постройку высокой стены за рвом.
Каждому пехотинцу велено было устроить палатку с двумя кроватями в 5 локтей каждая; всадники должны были, кроме того, сколотить по паре яслей вдвое больших, чем обычные, и соответственно увеличить размеры всех предметов, которые собирались здесь оставить. Все это он делал, желая придать лагерю вид обиталища героев и в то же время оставить туземцам следы того, что здесь находились люди огромного роста, обладавшие сверхъестественной силой.


Несмотря на то, что Диодор Сицилийский не пишет непосредственно о создании статуй, можно предположить их существование, ведь алтари у греков почти всегда соседствовали с изображениями богов.
Конечно удивительно, что число "алтарей" Александра Македонского точно совпадает с числом "великанов" появившихся в Линьтао - на самом крайнем западе китайских владений.

Терракотовые воины императора Цинь Шихуанди. Фото автора.
Терракотовые воины императора Цинь Шихуанди. Фото автора.

И все же я бы поставил под сомнение греческое влияние на мастеров создававших глиняных воинов для Первого императора Китая. Даже если китайцы обнаружили греческих "великанов", они не смогли бы их воспроизвести без специальных навыков. Тем более невозможно с нуля создать целую армию терракотовых воинов, их сейчас уже обнаружили в количестве около 10 тыс. штук. Ранее я посвящал глиняному войску Цинь Шихуана и его гробнице отдельную статью.

Естественно, что самостоятельно китайцы эпохи империи Цинь не могли создать такое загробное войско, иначе это был бы единственный подобный прецедент в мире, когда люди не имеющие традиции ваяния антропоморфных статуй таких размеров и в таком количестве, за пару десятилетий эту традицию вдруг обрели. Самим грекам понадобилась почти тысяча лет, чтобы выработать свои великолепные скульптурные навыки - от ранних архаичных истуканов до пластики уровня Праксителя.
Интересно еще то, что китайская традиция монументальной скульптуры после терракотовой гвардии Цинь Шихуанди на какое-то время прерывается. Следующие императоры династии Хань комплектовали свои загробные армии фигурами воинов существенно меньших размеров и более низкого качества.

Лукас Никел и другие исследователи прежде всего обращают внимание на статуи так называемых "акробатов и силачей", найденных на территории гробницы Цинь Шихуана. Эти фигуры имеют более качественную проработку фактуры тела, его анатомических особенностей, в отличии от большинства терракотовых воинов.

Акробаты и силачи Цинь Шихуана.
Акробаты и силачи Цинь Шихуана.

Но все же и этим фигурам очень далеко до скульптурных форм высокого эллинизма, ведь гробница Первого императора Китая создавалась в III в. до н.э. (время царствования Цинь Шихуанди 246–209 до н. э.)
Все терракотовые воины застыли в напряженных фронтальных позах, такая статичность была свойственная греческим статуям только во времена архаики - в VII -VI вв. до н.э. Эти акробаты и силачи больше похожи на произведения древних египтян, а не греков. Видимо, в этой статичности поз и есть ответ на вопрос - кто создавал статуи китайского императора.

Несомненно, что это были не греки, это были мастера из Передней Азии, бывшей Персидской империи, они могли жить где угодно - в Вавилоне, Сузах, Персеполе. Стилистика древнего Междуречья читается в скульптурах, которые они изваяли на Дальнем Востоке. Эти мастера проникли не только в Китай, они создали и почти всю изобразительную культуру на полуострове Индостан.

Ниже их произведения, они хорошо узнаваемы. Оцените монолитную статичность их форм и сложенные на животе руки - все как у китайского терракотового генерала из армии Цинь Шихуана.

Правитель древнего Лагаша Гудеа.
Правитель древнего Лагаша Гудеа.
Правители Вавилонии и Ассирии.  Стамбульский археологический музей. Фото автора.
Правители Вавилонии и Ассирии. Стамбульский археологический музей. Фото автора.

Следует согласиться со знаменитым британским археологом сэром Мортимером Уилером и признать, что именно мастера Персидской империи, а не эллинистических государств, созданных на месте оной, дали первичный культурный толчок для развития цивилизаций Индии и Китая. Да, греки безусловно тоже внесли свой вклад в развитие восточных культур, но первыми были несомненно создатели великих цивилизаций Передней Азии - жители Междуречья, персы, возможно даже египтяне, и т.д.

Этот вывод легко подтверждается и на индийском материале - первые каменные скульптуры людей на территории Индостана создавались также по влиянием мастеров из Персеполя и Экбатан. Нужно добавить, что до появления западных пришельцев, в Индии полностью отсутствовала монументальная архитектура и скульптура. Индийцы лепили из глины весьма узнаваемых неолитических "венер" вплоть до рубежа н.э. Первые каменные монументальные памятники в Индии, например, знаменитые колонны царя Ашоки создавались выходцами из Персидской империи.
Некоторые исследователи пытаются увидеть в первых каменных изваяниях людей на территории Индии греческое влияние, но мне кажется, это тщетные попытки, ибо как и воины китайской терракотовой армии, индийские скульптуры не похожи на греческие образцы.

Древнейшие каменные статуи из Индии, слева, якша Манибхадра из Матхуры, 200-50 вв. до н.э., а справа, один из древнейших бодхисатв, тоже из Матхуры, созданный в первых веках н.э. Музей Матхуры.
Древнейшие каменные статуи из Индии, слева, якша Манибхадра из Матхуры, 200-50 вв. до н.э., а справа, один из древнейших бодхисатв, тоже из Матхуры, созданный в первых веках н.э. Музей Матхуры.

Как видим, обе фигуры тяжеловесны, статичны и не имеют ничего общего с греческой традицией того же периода.
Здесь нужно обязательно отметить, что в первые веках до н.э. еще не сложился синтез греко-римского и местного центральноазиатского искусства. В таких ранних эллинистических городах как Ай-Ханум в Афганистане или Старая Ниса в Туркмении, которые датируются III-I вв. до н.э., не найдено ничего, что могло бы свидетельствовать о подобном синтезе. Иными словами, все находки в этих городах являются абсолютно греческими по своей сути. Такого явления, как, например, знаменитое индо-греческое искусство Гандхары в то время еще не существовало, вся гандхарская буддийская пластика появилась лишь в I-II вв. уже н.э., то есть через 300-400 лет позже.

Ниже, изображения из Бхархута, там находилась одна из древнейших ступ в Индии, эти рельефы датируются примерно II веком до н.э. Как видим, ничего греческого в них нет, зато влияние Персии и даже Древнего Египта присутствует, у человека руки скрещены на груди почти как у египетского фараона.

-8

Ниже, на фото слева, Будда из Гандхары, созданный в II-III вв. н.э., справа, более ранний индо-греческий воин (явана) с ограды ступы в Бхархуте, II в. до н.э. Греческий воин II в. до н.э. абсолютно не похож по всем параметрам на более позднего Будду из Гандхары, который больше напоминает выходца из Римской империи. И все потому, что греческого воина из Бхархута высекали из камня не греки или римляне, а выходцы из Персидской империи (или их уже индийские ученики), в то время как Будда из Гандхары создавался под явным римским культурным влиянием.

-9

Мортимер Уилер в свое время предположил, что мастера из Персии переселялись на Восток из-за победоносных походов Александра Македонского. Причин для этого могло быть много, кто-то ушел в Индию или Китай просто спасаясь от войны, кто-то переселился не найдя применения своему мастерству в новом эллинистическом мире божественного Александра Македонского.

С терракотовыми солдатами Цинь Шихуанди часто сравнивают статуи парфянских аристократов начала н.э., они действительно имеют много сходных черт. Но, мне кажется, это сходство проистекает из-за совпадения факторов способствовавших появлению парфянских скульптур. Ведь эти изображения создавали носители той же переднеазиатской художественной традиции. Поэтому статуи парфянских царей и аристократов так же статичны, они имеют те же пропорции, что и фигуры в Индии или терракотовые воины Китая. Но при этом эти парфянские скульптуры демонстрируют и явное греческое влияние, ведь они создавались в первых веках н.э., когда эллинизм распространился по Передней и Центральной Азии повсеместно.

Бронзовая статуя парфянского аристократа из храма в Шами, I-II вв. Национальный музей Ирана.
Бронзовая статуя парфянского аристократа из храма в Шами, I-II вв. Национальный музей Ирана.
Несомненно эту статую сближает с китайскими терракотовыми воинами наличие усов и выражение лица.
Несомненно эту статую сближает с китайскими терракотовыми воинами наличие усов и выражение лица.
Статуи парфянских царей из города Хатра в Ираке, II-III вв.
Статуи парфянских царей из города Хатра в Ираке, II-III вв.
Статуи парфянского царя Санатрука I из Хатра, II в.
Статуи парфянского царя Санатрука I из Хатра, II в.

Сделаем итоговый вывод. Несомненно терракотовая армия императора Цинь Шихунди создавалась под контролем иноземных мастеров, так как сами китайцы не имели подобной художественной традиции и выработать ее в сжатые сроки не могли. Но эти мастера не были греками и не имели отношения непосредственно к эллинистическому миру. Их традиция базировалась на достижениях цивилизаций Передней Азии, а не Древней Греции.
Скорее всего, это были ремесленники из Персидской империи, разгромленной Александром Македонским. В поисках лучшей доли они подались на восток - в Индию и Китай. Они принесли не только свое искусство создания монументальных антропоморфных изображений, они передали китайцам и индийцам и другие свои знания, например, в области архитектуры - в Китае на рубеже н.э. появляются кирпичные и каменные сооружения, где использовались такие ранее неизвестные здесь элементы как арка и купол. Ведь местная китайская архитектура была преимущественно деревянной и весьма архаичной, об этом я
специально писал ранее.

Читайте также:

Гробница Цинь Шихуанди - фантазии и археологическая реальность