Найти тему
Семейный психолог

О какой произвольности поведения у ребенка твердит психолог?

Свою статью «Кнут или пряник? Как заставить ребенка делать то, что в данный момент необходимо?» я закончила обещанием в следующий раз обсудить, что такое произвольное поведение, в частности, у маленького ребенка-дошкольника.

Судя по отзывам, многие родители не очень представляют, что это такое, произвольность, как она формируется и на чем базируется… И продолжают требовать ее у малыша, у которого ее просто нет. Пока нет.

ПОДПИСКОЙ и/или ОТКЛИКОМ Вы поддержите развитие канала. СПАСИБО!!!
ПОДПИСКОЙ и/или ОТКЛИКОМ Вы поддержите развитие канала. СПАСИБО!!!

Итак, о произвольности поведения у детей.

Для того, чтобы управлять каким-либо своим действием или движением, нужно непременно это действие или движение чувствовать, осознавать, т. е. знать о нем. Действительно, нельзя управлять тем, о чем ничего не знаешь!

Отличительная черта произвольного поведения - его осо​знанность. Произвольное дейст​вие отличается от непроизвольного именно тем, что человек сознательно, по своей воле управляет им, знает, что, как и зачем он это делает.

Понаблюдаем за поведением дошкольников?

Свободное время, самостоятельная деятельность детей в садике. Один ребенок катает машинку, второй – занимается с куклой, третий строит башню из кубиков, четвертый – смотрит книжку…

Спрашиваем одного ребенка: «Чем ты занимался час назад?» - он затрудняется с ответом, второй и третий отвечают «не знаю», четвертый сказал, что «играл»…

- А во что ты играл?

Дети опять затрудняются, объяснить не могут… Не забыли, не трудно сформулировать … Они действительно не знают, что делали …

-2

Потому что дошкольники действуют неосознанно. Они не видят себя со стороны, они просто увлечены манипуляциями с предметом… И вот эта погруженность в ситуацию "здесь и сейчас" и мешает детям увидеть себя глазами стороннего зрителя, осознать свои действия.

Чтобы «посмотреть на себя со стороны» с самого маленького расстояния, ребенку нужно на что-то опереться… Точка опоры может быть связана с его прошлым (обещал маме сделать вот это), с будущим (представить то, что сделаю), с правилом или образцом (могу сравнить то, что я делаю, с этим правилом или образцом), с моральной нормой (нужно делать так, чтобы быть хорошим).

Важно: эта точка опоры появиться в самом ребенке, в его сознании и не сливаться с его конкретными сиюминутными порывами.

«Пока ребенок не способен осознать свои действия, он остается рабом  ситуации, а в его поведении присутствуют импульсивность и непроизвольность».

Предвижу вопрос: можно ли помочь ребенку овладеть своим поведением, если сейчас он ведет себя неосознанно, ему трудно сосредоточиться, он легко отвлекаем?

Ответ: это и будет темой нашего следующего разговора. Пока только скажу, что сам ребенок этим овладеть не может, ему нужна наша помощь…

Спасибо Вам за участие в разговоре о важном для воспитания своего ребенка, приходите еще! Здесь Вам очень рады!

Если появилась какая-либо трудность в отношениях с ребенком - обратитесь за разъяснениями к специалисту-психологу.

У меня есть несколько подборок статей по воспитанию детей, их легко увидеть на моей странице сайта В 17. Пользуйтесь, пожалуйста, и избегайте ошибок. Они влекут слишком тяжелые осложнения в личности ребенка и его судьбе!

Записаться на консультацию просто: напишите сообщение по тел.89170252242 (Ватсап, Телеграм) или запишитесь здесь, на сайте В17. Подписчикам скидка 20%

© Психолог  Наталия Фомина, 2021. Все права защищены.

-3