Сегодня мы расскажем про заброшенный 501-й топливный склад с лабораторией уже несуществующей Советско-Гаванской Военно-Морской Базы, где на берегу бухты Западная на мысе Чудинова хранился основной запас топлива для кораблей и подводных лодок базы.
Ранее у нас выходило несколько статей о этой канувшей в небытие базе ВМФ, где мы рассказывали историю её создания, процветания и печального итога. А в этой статье остановимся на ещё одной большой и важной для базы территории.
Свою военно-морскую историю база берёт ещё с 1853 г., когда этот укрытый от морских штормов залив открыл лейтенант Н. К. Бошняк. Тогда залив в честь Императора Николая I получил название Императорская Гавань, на берегах которой организовали "Константиновский пост", ставший первым здешним поселением. А спустя три года в водах залива был затоплен уходивший от англичан печально известный фрегат "Паллада", но речь сейчас не о нём.
После революции и становления советской власти, залив был переименован в Советскую Гавань, а в 1935 г. здесь стал базироваться первый отдельный дивизион торпедных катеров, который и положил начало будущей ВМБ.
К лету 1939 г. здесь уже базировался и отдельный морской отряд подводных лодок из двух дивизионов подлодок типа "Щ" и "М". Тогда же из кораблей и подлодок Советской Гавани, Николаевска-на-Амуре, Де-Кастри и Сахалина была сформирована Северная Тихоокеанская флотилия.
Шли годы и флот разрастался, а на берегах залива строилась мощная береговая инфраструктура. Развивалась морская авиация, силы ПВО и множество других подразделений, а в 1941 г. образовавшийся рабочий посёлок Советская Гавань получил статус города. Кроме того разрастался и образовавшийся из колхоза рабочий посёлок Заветы Ильича, располагавшийся на берегах залива.
В годы Великой Отечественной и Советско-японской войн на базе формировались пополнения на фронт, а корабли и подлодки регулярно совершали боевые выходы и переходы, помогая другим флотам. Отсюда же началась Сахалинская наступательная операция, в ходе которой потерянный в Русско-Японскую Войну юг Сахалина был возвращён уже советской России.
В 1947 г. в ходе переформирования флотов, Тихоокеанский флот был разделён на 5-й и 7-й военно-морской флот. Главная Военно-Морская База 5-го флота была обустроена во Владивостоке, а ГВМБ 7-го ВМФ в Советской Гавани. Колхоз из посёлка Заветы Ильича был переведён на Сахалин и в нём остались только военные.
В послевоенные годы количество кораблей и подводных лодок в Совгавани только росло и 25 апреля 1953 г. на основе дислоцировавшихся здесь соединений 7-го военно-морского флота была сформирована Советско-Гаванская Военно-Морская База.
К середине 1980-х гг. на базе уже чего только не базировалось. Это и ракетные катера, и противолодочные корабли, и тральщики, и различные подлодки, в том числе и атомные проектов 627А и 659Т. В зимний период заходили ледоколы.
Ну а дальше последовал распад Советского Союза, сокращение флота, распил кораблей и подлодок на металлолом, а последним, что оставалось от былого флота оставался лишь 38-й отдельный дивизион кораблей охраны водного района из нескольких кораблей да суда вспомогательного флота.
И конечно для обеспечения всего былого величия топливом был необходим большой топливный склад. На берегах гавани их было несколько, но на этом 501-м топливном складе хранился основной запас топлива для кораблей и подлодок.
После сокращения флота самые большие подземные ёмкости для горючего были распилены, но всё ещё оставалось несколько открытых ёмкостей на берегу и лаборатория контроля топлива, которые до последнего снабжали флот необходимыми ГСМ.
Теперь же и эта территория заброшена.
На берегу всё ещё стоит четыре ёмкости.
А мы пройдём к главному въезду на территорию склада.
Где нас встречает опустевший КПП.
И не единого следа на снегу кроме наших.
По правой стороне главной дороги стоят здания топливной лаборатории.
Собственно это и была наша главная цель.
Ведь внутри ещё осталось кое-что из былого.
Муфельные печи.
Лабораторные вытяжные шкафы.
Множество разнообразной химической посуды.
Много вытяжных шкафов.
Различные стандарты топлива и инструкции по определению их соответствия.
Всяких колб и пробирок здесь действительно осталось очень много.
На стене висит календарь аж за 1989 г.
Также здесь осталось и множество реактивов.
Конечно, какая лаборатория без них.
И снова профильная литература.
Далее дорога уходит к выкопанным резервуарам, но зимой там с земли смотреть не на что.
Чуть в стороне стоял небольшой пустой склад, но его мы забыли сфотографировать.
Так что возвращаемся к КПП.
И идём к берегу.
Где располагался топливный пирс №9.
Спускаемся вниз к воде.
Вот и он. Вернее то, что от него осталось.
Когда-то к нему швартовались суда вспомогательного флота, которые доставляли топливо на военные корабли и подлодки.
А рядом находится ещё один пирс как раз для вспомогательных судов и гавани ВСГ в.ч. 40769, расформированной в 2004 г., о которой у нас также есть статья.
Здесь всё ещё теплится жизнь и работает плавкран 94100.
Не смотря на то, что той части давно нет, этот пирс регулярно используется для различных нужд и швартовки в летнее время остатков вспомогательного флота.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.