Найти в Дзене
Зюзинские истории

Лечебное дело, неженское. Рассказ.

Когда ждешь врача, время тянется, по капле отдавая минуты, словно скупой продавец, отсчитывающий сдачу. Времени так жалко расставаться со своими мгновениями, что оно, словно издеваясь над нами, застывает, потом вдруг заносит ногу для следующего шага, но, передумав, ставит ее на место...

-Ну, где же он? Температура шпарит у Ирки! Я им сказала, что плохо совсем ребенку! - худенькая, высокая женщина, Елена, нервно мяла в руках носовой платок.

Дочь еще вчера бодро бегала и скакала по комнате, а сегодня невозможно сбить температуру, под глазами синяки, кашель...

-Да ты только десять минут назад дала ей лекарство, врача вызвали. Все нормально, посиди. Хочешь, чай налью тебе? - муж, Володя, приобнял Лену за плечи, провел рукой по напряженной спине.

Ленка любит паниковать. Иришка для нее самое ценное, что есть в жизни, жена ею дышит, живет. Что поделать, единственная дочь, "без права на ошибку"...

Звонок в дверь, хотя его так ждали, заставил супругов вздрогнуть.

-Я открою! -Ира побежала в прихожую.

Врач, совсем молоденькая, быстро кивнула и, уточняя состояние больной, попросила провести ее в ванную, помыть руки.

-Да-да! Сюда! Володя, дай полотенце девушке!

Полина, тщательно промывая пальцы мылом, чуть нахмурилась. Ее возраст часто смущает родственников больных. Нет, напрямую ей никто ничего не говорит, но выражения лиц бывают даже красноречивее...

С этой семьей такая же история. Как только мать увидела на пороге квартиры девчонку в синем костюме "03", то вся как-то сразу отстранилась, завесившись недоверием. А, может быть, Поля все себе придумала? Ладно, некогда об этом рассуждать.

-Проведите меня к дочке, пожалуйста.

Лена показала врачу детскую.

Полина быстро подошла к кровати, на ходу осматриваясь. Коньки под письменным столом, на стенах развешены рисунки. В-основном, собаки. Как же называется эта порода? Ах, да! Бигль.

-Ирочка! - врач спокойно села на стул рядом с кроватью и позвала девочку. - Меня зовут Полина Андреевна.

Девочка, раскрасневшись от температуры и волнения, следила за каждым движением приехавшего доктора.

-Ну, как ты? Давай я тебя осмотрю...

Полина делала свою работу. Просто, быстро и не переставая болтать с ребенком, испуганно смотревшим на нее.

-На коньках катаешься?

Ира кивнула.

-Я тоже катаюсь. Вот выздоровеешь, и будем с тобой наперегонки кататься. Договорились? Ты только давай, скорее выздоравливай, а то лед растает!

Потом Полина говорила что-то про собак. Ира быстро, сбивчиво рассказывала, как просит родителей завести щенка, но те отказываются..

Лена смущенно поправляла дочь, что, мол, не отказываются, а просто откладывают, что не до этого сейчас...

Пусть они говорят. Так всем легче. Все заняты делом, семья своим, а Поля - своим...

-Ладно, девочка моя. Я твоим папе и маме скажу, как тебя лечить, а ты слушайся их! Некогда нам болеть, вон, на дворе сколько снега намело! Обещаешь слушаться?

-Обещаю!

Тот день Ирочка запомнила почему-то на всю жизнь. Что-то в этом докторе с красивым именем, с теплыми, ласковыми руками и легким ароматом "Звездочки" запало в душу сотой, а, может, и тысячной пациентки, которую Полина осмотрела в ту зиму. Тогда Ире захотелось стать врачом.

Сначала это была просто детская мечта, но с взрослением она обретала все более четкий силуэт. Тем более, что Полина Андреевна, сменив место работы, стала принимать пациентов в детской поликлинике.

-Мама! Ты представляешь, наш педиатр - это та врач, что приезжала ко мне года три назад, когда я болела. Помнишь? Полина Андреевна.

-Нет, дочка, не помню, - Лена смутно припомнила молоденькую женщину, что была в их квартире, но память тут же сменила картинку. Вспоминать тот день было неприятно, уж очень тогда Ира напугала маму своей болезнью...

-Ну, как же, мама! Знаешь, а я тоже буду врачом! Как Полина Андреевна! - Ира быстро доела суп и протянула пустую тарелку Елене. - Врач сказала, что для того, чтобы быть врачом, нужно много учиться, а, значит, надо много сил. Дай мне, пожалуйста, еще супа!

Лена усмехнулась и налила дочери вторую порцию...

Полина тогда, на приеме в поликлинике, тоже вспомнила эту девочку. Жизнь свела их еще раз. Но для чего? Полина уже стала другой. Слишком много произошло в душе, перевернулось, сжалось и застыло. а эта девочка по-прежнему мечтала стать врачом... Глупенькая...

Ира старалась. Химия, биология, курсы, бесконечные курсы. Лена видела дочь дома только часам к девяти вечера. Измотанная, уставшая, Ира быстро ужинала и падала спать.

-Зачем?! Вот скажи ты мне, зачем она себя так мучает? - говорила Елена мужу. - Что хорошего в профессии врача сейчас? Зарплата не факт, что будет высокая, а нервов потратит на все это будь здоров! Отговори хоть ты ее, а Володь?

-Не буду. Видишь, девчонка горит своей мечтой. Значит, так надо!

...В следующий раз, уже классе в одиннадцатом, Ира столкнулась с Полиной Андреевной на катке.

-Ну, как обещала! - рассмеялась врач. - Помнишь, тогда, зимой, когда ты подцепила пневмонию?

-Да! Вы мне еще про собак рассказывали! Я помню!

Ира влюбленно смотрела на Полину. Та казалась ей идеальной. Подтянутая, всегда красивая, веселая, глаза блестят. "Все потому, что человек занимается любимым делом!" - подумала Ирочка.

-А я решила тоже врачом стать! - сказала Ира и заглянула во вдруг погрустневшее лицо собеседницы.

-Да? Ну, ты подумай еще... - Полина отвела взгляд.

-Почему? Нет, я уже все решила, уже на курсы хожу, поступать в Медицинский буду. И все благодаря вам, Полина Андреевна!

-Мне? Почему?

-Ну, вы тогда так мне понравились, что я хочу быть похожей на вас! - Ира остановилась и оглянулась. Полина Андреевна схватилась руками за бортик катка и грустно смотрела на девушку.

Что Поля могла ей сказать? Ира вправе выбирать сама, кем будет в этой жизни. Поля тоже выбрала когда-то, училась, старательно зазубривая сложные названия. Научилась всему, что нужно было уметь, чтобы лечить людей.

Всему, кроме одного. Она так и не научилась закрывать душу, отключать сердце, просто делая свою работу. Боль каждого пациента "со Скорой" она несла потом домой, тщательно смывала ее под горячим душем, но ничего не получалось, заливала напитками, но это, видимо, помогает только мужчинам. Полину, наоборот, тянуло на слезы.

-У тебя психика слишком чувствительная! Иди куда-нибудь в другое место работать, а то так и выгореть можно! - говори ей муж, Денис. Сам он давно работал массажистом при физкультурном диспансере, особо к сердцу травмы своих клиентов не принимал.

-И кем? Идти справки выписывать для бассейна, что ли?

-Хотя бы! А что такого? Как будто твои нервы хорошо оплачиваются! А вот семейной жизни не повредила бы нормальная, счастливая Полина, а не та тень, что приходит со смены и рычит на меня!

-Обижается... - Полина вздыхала, медленно смывая с лица макияж ватным диском. Потом, окатив лицо холодной водой, она взглянула на свое отражение. - А он в чем-то прав, к сожалению...

Ее, Полины, не хватало на всех сразу. Дети, которые ждали ее на вызовах, которые потом лежали в больнице, куда она перевелась, сдавшись и уйдя со "Скорой", пациенты из поликлиники - все эти люди пили ее любовь, черпали в ней силы, искали сострадания. Они и их родители, что испуганно, зло или растерянно следили за каждым движением врача...

Полина научилась многому. Она научилась не обсуждать каждые пять минут своих пациентов, а просто ждать. Сидеть и ждать, пока чай в пластиковом стаканчике остывает на столе, пока кто-то уже набирает номер вызова врача. А когда Поля принимала вызов, то делала все так, как если бы это был ее ребенок.

-Может быть, и хорошо, что своих детей нет? - иногда думала она. - Им бы не хватало меня также, как и Денису...

Переживала она и чувство беспомощности, когда, сделав все "как по учебнику", приходилось, все же, расписываться в своем бессилии. Она не могла тягаться с Богом, у того на всех нас свои планы. Но виноватым оставался врач. Потому что кто-то должен принять всю ответственность за боль утраты. Полина принимала, не сопротивляясь.

А ведь в институте учили, объясняли, рассказывали, как "не выгорать", как дистанцироваться от работы... Видимо, эту часть Полина так и не усвоила...

А дома был муж. Он тоже хотел любви. А в душе его жены была только усталость. "Низкий заряд батареи!" - кричала душа. Денис знал не понаслышке о работе врача, понимал, что чувствует Полина, но и он не мог постоянно "заряжать" ее, излечивая от переживаний. Он хотел быть любимым, хотел не только отдавать, но и получать. А так не выходило...

Нет, он не бросил жену. Просто отстранился от нее. Теперь Полина и Денис, вроде не чужие, но и не родные, катались на коньках, улыбаясь розовощекой Иринке, что кивала им при встрече.

-Какая она счастливая, эта Полина Андреевна! - с завистью смотрела девушка вслед знакомой паре. - И муж такой статный, прямо атлет, и она сама такая красивая, серьезная!...

...Прошло много лет. Полина Андреевна жила теперь с пожилой матерью. Денис предпочел жить отдельно. Поля не винила его.

Матери иногда становилось нехорошо. Давление скакало.

-Поля, что-то мне плохо, - мама звонила дочери на сотовый.

-Мамуль, вызывай "Скорую"! Немедленно! - Полина уже мчалась вниз по лестнице, в кабинет главврача, чтобы отпроситься с работы.

-Дочь, я не хочу. Давай, я тебя подожду!

-Не выдумывай! Или я сама вызову!...

...Полина застряла в пробке. Автобус замер на середине пути, запертый потоком машин.

-Извините! Откройте двери! Мне срочно нужно выйти! - Полина пробилась к застеклённой кабине водителя. Тот, спокойно, даже немного отстраненно посмотрел на нее, потом покачал головой. Автобус стоял в средней полосе, выпустить пассажира под колеса других машин было небезопасно.

-Ну, пожалуйста! У меня матери плохо! - Полина стучала в стекло водительской кабины.

Тот неохотно открыл двери. Полина аккуратно пробралась между гудящими автомобилями и побежала по тротуару...

"Скорая" еще стояла у подъезда, водитель уже садился на свое место. Полина увидела, как две женщины в синей, с полоской, форме "03" курят у подъезда, смеются, что-то обсуждают.

-Извините! Вы из 35 квартиры? От Панфиловой? - Полина, держась за бок, разболевшийся от бега, обратилась к работникам "Скорой".

-Да? А вы, наверное, дочка? Пациентка сказала, что вы тоже врач, скоро придете? Там все нормально!- Ира, загасив сигарету, повернулась к обратившейся к ней женщине и узнала ее. - Полина Андреевна? Вы?

-Ирочка! Как тебе идет форма! Ты уже работаешь? - Полина тоже узнала свою бывшую пациентку. Ира тем временем быстро рассказала ей о больной.

- Понятно, Ирочка! Извините, я тогда побегу к матери. А вам спасибо за то, что приехали!

Полина Андреевна еще раз кивнула коллегам и открыла дверь подъезда. Ира и ее напарница улыбнулись и направились к машине...

...-Мам, как думаешь, зря я тогда не отговорила эту девочку стать врачом? - обратилась Полина к матери вечером, когда все немного успокоились.

-Почему зря?

-Ну, вот так же сожжет она себя, как я. А я знала и не предупредила...

-Ну, Поля... Я тебе сразу сказала, что врачевание не женское дело. Ты не поверила... Нет более ласкового существа, более способного сострадать чужому горю, чем женщина. В нас это заложено, видимо. И это нужно для милосердия... Но мы носим все это потом в себе, тащим домой, ожидая, что там нас будут жалеть и понимать. Может, у мужчин также, не знаю. А, может быть, у них воли больше - работа остается на работе... Хотя тоже седеют, сердцем мучаются... Но они все-таки больше думают, а мы, женщины, все чувствами своими терзаемся, вот и губим себя...Ну, и ты у меня такая слабенькая, видимо. Переживаешь за всех, из головы не выпускаешь. А эта девочка, Ира твоя, "из другого теста". Удостоверившись, что со мной все хорошо, она уже писала кому-то СМС-ки, улыбалась. Она умеет жить другой жизнью, а ты так и не научилась. Поэтому дай ей идти своей дорогой, у нее получится. Но ты все равно моя самая лучшая девочка, самый лучший врач, слышишь?!

Полина слушала мать, потом, как в детстве, прижалась к ней и вздохнула.

-Дай-то Бог, мамочка! Я люблю тебя...

#рассказы-зюзино #счастье женщины #реальные истории из жизни #судьба женщины

Благодарю Вас за внимание!