Полевое поведение – это реакции ребенка которые вызывают не личные осознанные мотивы, а внешние факторы окружающей среды.
Пример полевого поведения:
Ребенку все время нужно куда-то бежать. Не за чем то конкретным, чтобы что-то взять или найти, а просто бежать в никуда.
Такое поведение часто присуще детям с такими диагноза как аутизм, ОНР, ЗПР и подобные.
У моего сына диагностировано РАС (Расстройство Аутического Спектра) и ЗПР (Задержка Психического Развития) и ему конечно же тоже такое поведение присуще.
К пяти годам конечно полевое поведение минимизировалось, но не совсем исчезло, коррекция конечно даёт свои плоды.
Все что привлекло внимание вашего ребенка, может стать триггером к полевому поведению и ребенок даст не нужную поведенческую реакцию на тот или иной предмет, или обстоятельстава во круг него.
Под влиянием любых таких обстоятельств, ребенок может резко и необдуманно поменять свои планы. Например, он мог идти есть, но на его пути оказался мяч или заиграла музыка и ребенок пошел играть в мяч или танцевать.
Такого рода поведение наблюдается у детей с излишней эмоциональностью и слабой волей. Полевое поведение неустойчиво, может поменяться в любой момент, оно целиком и полностью зависит от обстоятельств вокруг.
Принято считать, что полевое поведение это нарушения эмоционально- волевой сферы ребенка. Такие импульсы ребенок не может контролировать. Самоконтроль над таким поведением у ребенка отсутствует, он просто идет делать то, что пришло в голову без объяснения причины и логики.
Чем мы можем помочь:
Распорядок дня или график
- Так ему проще систематизировать действия, которые он выполняет каждый день. Он четко понимает что и за чем следует.
- Избегать сенсорных перегрузок. Именно сенсорное пересыщение может дать толчок к полевому поведению.
- Создать условия для ребенка комфортные и понятные. Не меняйте ничего в его комнате, а лучше во всей квартире, это определенный стресс для ребенка. Обстановка дома должна быть неизменной.
- При зацикленности на таком поведении стараться отвлечь ребенка чем-то действительно полезным. Например, иметь в запасе пару/тройку новых игрушек или развивашек, чтобы отвлечь ребенка от навязчивого полевого поведения. Или попросить пойти помыть руки.
В возрасте около трех лет, у сына я бы сказала преобладало полевое поведение, и только к 5 годам нам удалось минимизировать этот процесс, но мы еще над этим работаем.
Сталкивались с полевым поведением у ребенка? В каком возрасте удалось уйти от этого?
____________________________________