Найти тему
Александр Долгих

Как Нильс Бор "издевался" над своим преподавателем. Исторический пример того, что на один вопрос много правильных ответов

Ниже вы прочитаете одну очень увлекательную реальную историю из жизни ученых-физиков. Но чтобы у истории была мораль, проведем параллели с событиями нашего времени.

Был у меня случай на ЕГЭ по математике и по физике. Ученик пошел на апелляцию, посмотреть, почему у него балл ниже ожидаемого. Смотрит, задача С5 решена верно, но за неё стоит 0 баллов. Пошел к учителю спрашивать, почему?

— У вас, — говорит человек из комиссии,— задача решена не так, как надо!

— Но ответ же верный и рассуждения приведены?! — говорит ученик.

— Да, ответ верный, но получен он не так, как надо было.

— А как надо было?

— Так, как в решениях для проверки написано. Вот, посмотрите.

— И откуда же я должен был знать, что надо именно так? Я решил по-другому и пришел к тому же ответу.

— Вы решили не так, как надо, поэтому и ноль баллов.

Продолжать дальше нет смысла, суть понятна. Некоторые учителя ошибочно считают, что решение у задачи только одно. Если ученик решает по-другому, проверяющему просто лень вникать и разбираться, проще поставить 0 баллов или неполный балл.

К сожалению, такая ситуация не редкость. Шаблонные решения проверять гораздо проще и быстрее. Поэтому некоторых учителей буквально до дрожи бесит, когда ученик проявляет свою сообразительность, включает голову и идет не по проторенной дорожке.

И сейчас так, и будет так же, и было так же. Причем, не только в школах, но и в университетах. И не только в российских. Вот какой случай рассказывал Президент Королевской академии наук Дании, сэр Эрнест Резерфорд.

Однажды к нему за помощью обратился его коллега из Копенгагена, который принимал экзамен по физике и собирался поставить студенту низшую оценку, но проблема была в том, что студент был категорически не согласен и говорил, что заслуживает высший балл. Поэтому требовалась третья независимая сторона, которая рассудила бы их. В этой роли и выступил Резерфорд.

В билете студента просили объяснить, как с помощью барометра определить высоту здания. Ответ студента был таким: "Нужно подняться с барометром на крышу здания, привязать его к длинной веревке, спустить его по веревке вниз, потом втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая покажет точную высоту здания".

Случай был действительно неординарный. С одной стороны ответ полный и верный. С другой стороны экзамен был по физике и следовало бы при ответе продемонстрировать знания по предмету. Резерфорд решил дать студенту второй шанс и предупредил его, что на сей раз ответ должен быть более тесно связан с физикой. На размышление было дано 5 минут.

По истечению четырех минут на листе студента так и не было ничего написано. Резерфорд спросил: "вы сдаетесь? Не знаете, что написать?"

— Знаю, — ответил студент, — просто у меня есть несколько вариантов решения и я выбираю лучший.

Резерфорда заинтересовал такой ответ и он предложил студенту высказать все свои варианты, не дожидаясь окончания отведенного времени. Версии были такие.

"Надо подняться с барометром на крышу, бросить его вниз, замерить время падения, а затем по формуле S=gt²/2 узнать высоту здания". На сей раз, хоть и нехотя экзаменатор признал ответ удовлетворительным, ведь он в самом деле отлично демонстрировал знания физики. Однако Резерфорду было любопытно послушать, что же ещё придумал студент и он попросил его озвучить остальные варианты.

— Есть масса разных способов измерить высоту здания с помощью барометра, — начал студент. — Например, можно выйти на улицу в солнечный день, измерить длину барометра, его тени и тени здания. Затем решить несложную пропорцию и найти высоту здания.

— Вы правы, — сказал Резерфорд. — Есть ещё варианты?

— Конечно. Есть очень очевидный метод. Поднимаясь по лестнице, можно прикладывать барометр к стене и делать отметки. Потом считаем количество отметок, умножаем на высоту барометра и ответ готов.

— Если вы хотите более сложный способ, — продолжал студент, — вы можете привязать барометр за шнурок и, раскачивая его, как маятник, определить гравитацию у основания здания и на его крыше. Из разницы можно получить высоту здания. Можно вычислить высоту здания и по периоду прецессии.

— Наконец, — добавил студент, — есть ещё один способ, он самый лучший на мой взгляд, но вряд ли понравится вам.

— Какой же? — полюбопытствовал Резерфорд.

— Можно найти управляющего этого здания и выменять у него ценные сведения о высоте здания на не менее ценный барометр.

На самом деле это были далеко не все решения. Студент предложил Резерфорду в общей сложности больше тридцати вариантов. Вот лишь некоторые из них, помимо вышеперечисленных [если вы не очень любите физику, то можете сразу перейти к развязке истории, но я бы на вашем месте прочитал, чтобы получить удовольствие]:

  • Можно пустить барометром солнечный зайчик в глаза наблюдателя, стоящего на крыше здания. Высота башни рассчитывается на основе угла наклона барометра, расстояния до здания и угла возвышения солнца над горизонтом.
  • Можно заполнить здание водой и измерить её высоту по скорости всплывания барометра. Скорость всплывания можно предварительно измерить в бассейне. А если он тяжелее воды и тонет, к нему можно привязать шарик.
  • Положить башню на землю и перекатыванием барометра от вершины к основанию сосчитать число оборотов. Потом измерить высоту барометра и получить точную высоту башни.
  • Закопать здание в землю. Потом достать. Заполнить образовавшуюся яму барометрами. Зная линейные размеры барометра и их количество, приходящееся на единицу объема, несложно вычислить высоту здания.
  • Продать барометр на рынке и на вырученные деньги купить бутылку виски, с помощью которой узнать у архитектора высоту башни.
  • Посадить рядом со зданием дерево, разбить или разобрать барометр и использовать его для полива дерева. Когда дерево вырастет до крыши здания, спилить его и сжечь. По количеству выделившейся энергии, определить высоту здания.
  • Измерить разность потенциальных энергий барометра на крыше здания и на земле. Она будет примерно пропорциональна высоте здания.

Я перечислил лишь самые реалистичные варианты измерений, но в оригинале истории упоминается масса куда более невероятных способов.

После этого Резерфорд спросил у студента:

— Всё отлично, вы уже получили "отлично". Но скажите, неужели вы в самом деле не знали традиционного академического ответа, которого от вас ждал преподаватель?

— Знал, конечно. Но я за время обучения в школе и колледже по горло насытился тем, что учителя навязывают ученикам свой способ мышления и решения.

Студента этого звали Нильс Бор.

-2

Из моих предыдущих статей вы знаете, что он считается вторым после Альберта Эйнштейна по значимости физиком XX века. Он приложил руку к созданию атомной бомбы, именно его теория о строении атома оказалась верной, в 1922 году он стал Нобелевским лауреатом. Ну и собственно, вот ещё несколько статей о нём, которые наверняка могут вас увлечь или заставить от души посмеяться: