Наверняка многие из вас и не догадывались, что оказывается в колёсах тракторов есть не только воздух под давлением, но ещё и жидкость. Причём при советской власти в такие трактора, как например "Кировец" К-700, заливали ни что иное, как свежевыжатый сок кормовой свёклы. Жмых от неё шёл на корм скоту, а вот отфильтрованный сок подавался через компрессор прямиком в нипель камеры колеса. И таким образом всё четыре колеса заполнялись водой.
Зачем вообще заполнять колёса тракторов жидкостью, и почему в советское время заливали именно свекольный сок?
Об этом мы расспросили опытного тракториста, который не представляет эксплуатацию колёсных тракторов без жидкости в их колёсах.
Почему заливают жидкость?
Всё очень просто: в колёса трактора заливают жидкость, чтобы придать ему большую устойчивость, а также для улучшения зацепа. Иногда приходится работать на склонах, и всегда есть вероятность опрокидывания. Когда у трактора колёса почти до верха заполнены водой, то его центр тяжести существенно снижается, как и его склонность к опрокидыванию. Что же касается зацепа, то иногда приходится работать на слабо несущих грунтах, в раскисших полях и в прочем месиве. Грунтозацепы на покрышках справляются не всегда, и если увеличить прижимную силу, в данном случае добавить массы, то можно обойтись и вовсе без утяжелителей.
Сколько нужно заливать в каждое колесо?
Больше 800 литров в каждое колесо К-700 я заливать не рекомендую. Но и меньше 500 литров тоже не стоит. Колеса у трактора четыре, так что 12-тонный трактор превращается фактически в 15-тонный. Около трёх тонн жидкости уходит на заправку такого трактора.
Вы говорите жидкости. Какой именно?
Ну тут всё зависит от эксплуатации. В советское время мы заливали сок от кормовой свёклы. В колхозе нагонят тонн 10 - 15 в зависимости от количества колёсных тракторов и их класса, чтобы всем хватило. Дело в том, что наша техника работала ещё и зимой, и не только на посевной и уборочной. И поэтому залей мы в колёса воду из-под крана, она в минусовую температуру просто бы замёрзла в колёсах, превратившись в глыбу льда. А вот температура замерзания свекольного сока около минус 20 градусов по Цельсию. Так что в мороз в шинах сок оставался жидким. Если морозы крепкие, то максимум там был снег, но никак не лёд.
А что нельзя было залить незамерзайку?
Это сейчас мы незамерзайку заливаем. А тогда был учёт и контроль, нужно было всё по согласованию. Сложно было, да и не было такой статьи расхода. А свекла и сок от неё у нас были свои. Бери сколько хочешь, и ни перед кем не надо отчитываться. У нас под это дело был свой техпроцесс, висели стенды со схемами, плакаты с рисунками для наглядности.
На расход топлива как влияют такие вот колёса с жидкостью?
Влияют, но не очень существенно. Но зато трактор меньше буксует. Ведь на пробуксовку тоже горючее уходит. Так что тут смотря как посчитать. Увеличиваются неподрессоренные массы, инерция у колёс появляется. Сейчас сложно вспомнить расход трактора без жидкости в колёсах, потому что пустые колёса я давно не эксплуатирую.